Специфическая буква "б".
Из истории медальерного искусства известно о большом количестве разных по красоте медалей, изготовленных лучшими мастерами своего времени. А поставленная ими подпись делает медаль ещё интересней и информативней. Но к сожалению не на всех медалях имеются подписи медальеров, что лишает нас части важной инфорации и делает общение с медалью недостаточной. Отсюда видится естественным попытки определение имени гравёра по косвенным признакам, которые иногда можно обнаружить на рассматриваемом материале. Вот и в данном случае для определения имени гравёра в качестве косвенного признака может оказаться редко встечаемая на медалях "специфическая" буква "б" .
Благодаря налаженному производству на российких монетных дворах XVIII века появилось большое количество медалей, в том числе и большое количество разновидностей коронационных медалей Анны Иоановны и Елизаветы Петровны - изготовленные в разное время и разными мастерами.
Но только на одной реверсной стороне медали Анны Иоановны (илл.1) и на одной аверсной стороне медали Елизаветы Петровны (илл.2) встречается буква "б" "рукописного" начертания, вместо привычного "печатного" "Б"
Впервые на продукции российского монетного двора "специфическая" буква "б" появилась на "солнечниках", то есть на петровских рублёвиках произведённых на только что открывшемся Санкт-Петербугском монетном дворе (СПб) в 1724 году. Рассматриваемая буква "б" в составе штемпельного инструмента и оборудования поступила на СПб в 1723 году из города Нюренберга. [1] Здесь же можно привести отрывок из архивного документа, Цитата: "...... 21 апреля 1724 года Берг-коллегия доложила, что "... манетное дело в Санкт-Петербурге апреля в 21 число сего 724 году немецким инструментом под смотрением минцмейстера Бера начато". [2] Конец цитаты.
Отсюда вполне позволительно по линии нумизматики называть эту букву "б" так же "нюренбергской".
Использовалась такая специфическая буква "б" и на некоторых ектерининских рублях включая до 1726 года. Так же известен единичный случай применения буквы "б" такого начертания на московском рублёвике 1724 года (илл.3), где отчётливо видно что эта буква была набита на штемпеле поверх буквы "Б" обычного начертания.
Но здесь нужно помнить, что ещё в 1710 году Петром Первым для славянской грамматики была выбрана буква "б" именно такого начертания.(илл.4). Эта буква (судя по этому документу) являлась и строчной и заглавной.
Возродилась эта "нюренбергская" буква "б" снова по линии монетного производства только через десять лет на гедлингеровском рублёвике 1736 г.(илл. 5) и далее вынуждено повторилась в 1737 году на дмитриевской копии. То есть в течение десяти лет с 1726 г. по 1736 г. данная буква "б" не использовалась на российских монетных дворах.
Причина "забвения" после двухлетней эксплуатации "импортной" буквы "б" банальна и заключается в непринуждённом переходе на более привычное и обычное начертание печатной буквы "Б".
Но в данном случае эта "специфическая" буква "б" представляет интерес не по причине своего появления или "забвения", а потому, что через эту букву можно попробовать определить авторство медальных штемпелей упамянутых выше.
Если в течение десятити лет на российских монетных дворах не применялась "специфическая" буква "б", то с большой долей уверенности можно считать, что такой инструмент уже отсутствовал в силу его износа и дальнейшего его неизготовления с 1726 по 1736 г.г.. А вариант, что знаменитый Иоган Карл Гедлингер якобы мог использовать (застоявщийся без дело) инстумент месного мастера десятилетней давности (в том числе литерный пуансон "б") для приготовления штемпельного материала к своему рублёвику 1736 года - можно даже не рассматривать.
Вероятнее всего этот пуансон буквы "б" был занова изговлен Гедлингером в 1736 году, как и весь его инструмент для работы на российском монетном Дворе. А в 1737 году Дмитриев по поручению начальства монетного Двора скориповал весь необходимый инструмент для изготовления копий гедлингеровских штемпелей.[3]
В итоге, достоверно известно, что к 1737 году пуансоны "специфической" буквы "б" имелись в наличие только у Гедлингера и Дмитриева. Но в том же году Гедлингер по окончанию двухлетней командировки отбыл из России. [4] Отсюда, единственным российским мастером в ассортименте литерных пуансон которого имелась "специфическая" буква "б" - остался Лукьян Дмитриев
1. Теперь вернёмся к упомянутому ранее в начале данной статьи разновидности елизаветинской коронационной медали 1742 года (илл.2). Тот факт, что на аверсе круговая легенда начинается со "специфической" буквы "б" (пуансон к которой имелся только у Дмитриева) даёт право считать его вероятным изготовителем данного лицевого штемпеля на московском монетном дворе (ММД). Но при этом надо помнить, что после отъезда из России Гедлингер будучи в Швеции продолжал выполнять заказы русского правительства . Например, им были изготовлены штемпеля медали с портретом императрицы Елизаветы Петровны, заказ на которые он мог получить не ранее 1741 г. [5] (Если речь в приведённой цитате идёт о коронационной медали, то нельзя исключать из числа возможных авторов и самого Гедлингера.)
Сюда же, к дмитриевским работам, можно отнести и московские аверсные штемпели к елизаветинским полтинам, имеющие также в круговой легенде "специфическую" букву "б".
2. Далее, если сравнить между собой две коронационные медали Анны Иоановны (илл.1) и (илл.6), то вряд ли можно счесть (в силу достаточных причин) что автором обеих аверсных штемпелей может являться один и тот же медальер. Исполнителем аверса (илл.6) является Антон Шульц, об этом свидетельствует его знак S.F. под портретом Императрицы. Штемпель реверсной стороны (илл.6) исполнил Лукьян Дмитриев, так же указав свой знак латинскими буквами в виде D.L. К сожалению на другой рассматриваемой медали (илл.1) знаки медальеров отсутствуют.
Интересно, что на аверсе (илл.1) орденская лента в нижней части имеет загиб образца 1732 года, тогда как на шульцевском аверсе загиб на орденской ленте образца 1730 года - такой же как на орденской ленте на рисунке коронационной медали из коронационного альбома Анны Иоановны. Это обстоятельство вероятнее всего свидетельствует о том, что аверс (илл.1) готовился позже чем шульцевский экземпляр. То есть, скорее всего, этот аверс готовился после 1734 года, когда А. Шульц уже не был в состоянии готовить штемпельный материал. Ещё в 1732 г. руководитель Монетной канцелярии М. Г. Головкин писал: «от медальера Шульца плода ожидать нечего, ибо оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится». [6]
При сравнении между собой реверса (илл.1) и реверса (илл.6) видно, что надпись "коронована в москве дня 28 апреля 1730" на первом реверсе исполнена с применением литерных пуансон, это хорошо видно при сравнении двойных букв "К", "Р", "А" и особено букв "Я". Эта же надпись на шульцевском реверсе (илл.6) исполнена без применения литерных пуансон, то есть более архаичным способом. Это обстоятельство также является свидетельством более познего происхождения реверса (илл.1) чем реверс (илл.6). А наличие на реверсе (илл.1) в начале круговой легенды "специфической" буквы "б" (возрождённой в 1736 году) даёт возможность полагать, что коронационная медаль (илл.1) была изготовлена в районе 1737 года на ММД, а автором реверсной стороны является (как и в случае с реверсом илл.6) - Лукьян Дмитриев.
Литература:
1. М.И. Смирнов. "Со знаком СПб" Тольятти 1994. С. 9.
2. В.В. Уздеников. "Временные монетные дворы Санкт-Петербурга в первой половине 18 века"
3. В.В. Уздеников. "Монеты России XVIII - начало XX века" М.1994. С.83. и С.87.
4. Вел. Кн. Георгий Михайлович. Указ. соч. С. 76.
5. См. № 3. С. 89.
6. Вел. Кн. Георгий Михайлович «Монеты Анны» // Спб, 1898
Казбек Темираев. август 2017г.