Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ.
Пользовательского поиска
Сделать стартовой

Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Lietuvos lobiu ieskotojas - LDK FORUMAS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Lietuvos lobiu ieskotojas - LDK FORUMAS » Геральдика и генеалогия » ТАМГИ - знаки родовой или племенной принадлежности, собственности


ТАМГИ - знаки родовой или племенной принадлежности, собственности

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

*********************************************************************************************

ТАМГА (к функции знака)
В.С. Ольховский (Историко-археологический альманах, No 7, Армавир, 2001, стр. 75-86)
http://www.kroraina.com/alan/olhovskij.html

(имеются фото множества разных тамг разных народов)

*********************************************************************************************

0

2

*********************************************************************************************

Абхазские тамги
http://dp.abhazia.com/tamgi.html

Автор - М.К. Хотелашвили (Инал-Ипа)
Зав. отделом древней истории и средневековья Абхазского Государственного музея

*********************************************************************************************

0

3

*********************************************************************************************

Граффити Хазарии.
Флерова В.Е. 1997. 172 с

http://www.urss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&am … mp;list=75

               http://www.urss.ru/covers_ru/100.gif

      Монография посвящена проблемам изобразительной деятельности населения раннесредневекового государственного образования юга Восточной Европы.

      Собраны и проанализированы знаки и рисунки, сделанные на камнях и кирпичах из крепостных сооружений, а также на предметах бытового и культового назначения.

      Этот материал рассматривается как ценный источник по социально-экономической, культурной и религиозной жизни населения Хазарского каганата, а также по его торговым и культурным связям с окружающим миром. Базой исследования послужило более трех тысяч различных начертаний, среди которых магические символы, знаки собственности, отдельные буквенные и счётные обозначения, рисунки и целые сюжетные композиции. Книга рассчитана на археологов, историков, искусствоведов. Материалы входят в круг источников по графической деятельности народов Юго-Восточной Европы и будут интересны болгарским, венгерским, румынским и скандинавским исследователям.

Содержание   
 
Введение 
Глава I.  Историографический очерк 
Глава II.  Знаки на строительных материалах 
  Знаки и рисунки на камне (по материалам Маяцкого городища) 
  Метки на кирпичах (Саркел. Семикаракоры. Правобережное городище) 
Глава III.  Гравировки на костяных изделиях
  Знаки на астрагалах 
  Реликварии 
Глава IV.  Граффити на керамике 
  Знаки на местной керамике 
  Граффити на привозной керамике 
Заключение 
Литература 
Список сокращений 
Иллюстрации 
Приложение 1 
Приложение 2 
Приложение 3 
Таблицы 1-5

*********************************************************************************************

0

4

Сарматские тамги

******************************************************************************************************************

Источник - http://forum.violity.kiev.ua/viewtopic.php?t=1492 (КОПЬЕ СУДЬБЫ)
Автор - KN

                 German Spears with Sarmatian Tamga-Signs in Poland, Germany and Western Ukraine

     На сегодня известна небольшая серия из 7 парадных, инкрустированных наконечников копий Przeworsk Culture c сарматскими знаками-тамгами, найденных на территории Польши, в меньшей степени - Германии и Западной Украины. Они отражают второй период контактов германцев с сармато-аланами, датируемый second half of the 2 – first three decades of the 3 c. AD (Dobrzańska 2001, p. 111) (первые исследователи датировали их более поздним временем). Эти изделия неоднократно привлекали внимание исследователей разных стран (Antoniewicz 1920, pp. 99-111; Kostrzewsky 1921, pp. 127-134; Schuchhardt 1928, S. 275; Smiszko 1936, pl. XX; Solomonik 1959, pp. 43-44; Drachuk 1975, pp. 24-26; Koczanowski 1988, p. fig. 5; Ščukin 1993, fig. 3/1; Dobrzańska 2001, p. 112, fig. 5).
Помимо исследуемых в данной статье, известны копья из Valle (Norway) и Bodzanowo (Poland), на которых представлена одиночная тамга одного из сарматских правителей “Great Aorsia” на Западной Украине - Pharzoios (49-70?), чеканившего монеты in Olbia (Ščukin 1993, fig. 3/22, 25; Yatsenko 2001, p. 22, 48-49; pl. 5/85) (pl. 2/2-3).

+ Условия находки копий (погребения, клады) - ?
+ Материал копий и характер инкрустации - ?
+ Типология копий - ?
+ Анализ рунических надписей - ?
+ Анализ территориального распределения находок копий - ?

http://forum.violity.kiev.ua/download.php?id=273 (полное фото - увеличивается)

http://forum.violity.kiev.ua/download.php?id=273

Pl. 1. Spears of the 2-3 cc. AD with Sarmato-Alanian Tamga-Signs in Poland and Germany:
1 - Rozwadów; 2 – Zadowice; 3 - Jankowo; 4 - Września; 5 - Müncheberg-Dahmsdorf.

http://forum.violity.kiev.ua/download.php?id=274 (полное фото - увеличивается)

http://forum.violity.kiev.ua/download.php?id=274

Pl. 2. Spears with Sarmato-Alanian Tamga-Signs:
1 – Suszyczno (2-3 cc. AD); 2-3 – spears with the signs of the 1-2 cc. AD with the sign of Pharzoios: 2 - Valle; 3 - Bozdanowo.

Pl. 3. The types of Sarmato-Alanian Tamga-Signs on the spears.

     Большинство из 6 наконечников, кроме находки из Jankowo, имеют втулки, украшенные инкрустированным геометрическим орнаментом, состоящим из горизонтальных параллельных линий, реже также - зигзага и (в Zadowice) - ромбов. На наконечниках, украшенных зигзагами (Müncheberg-Dahmsdorf, Zadowice), одна из граней на каждой из сторон украшена изображением лунницы (полумесяца); на втором образце каждый полумесяц окружен тамгами с трех сторон. На копье из Września мы видим иную схему: здесь на одной стороне представлен солнечный символ, на другой лунный, и в каждом случае напротив них изображена крупная тамга. В верхней части каждой грани помещен также один дополнительный сложный знак, который, видимо, не был тамгой. На тех наконечниках, на которых нанесены германские рунические тексты (Rozwadów, Suszyczno, Müncheberg-Dahmsdorf), они изображены на одной грани копья, а тамги – на другой, напротив них представлены одна или несколько тамг. Копье из Jankowo наиболее оригинально: оно лишено геометрических орнаментов, символов светил и рунических текстов; на нем изображены лишь тамги.

       В целом, если на одной стороне копья нанесено несколько тамг, то они представлены вертикальным рядом на каждой грани (орнаментированные наконечники) или горизонтальными парами (Jankowo). Если на наконечнике представлено более двух типов тамг, то иногда они повторяются дважды (на копье из Rozwadów один тип знака – 5 раз). Однотипные знаки могут быть размещены симметрично на разных сторонах (No 8, 2, Wielkopolskie woivodstwo – Zadowice, Jankowo), а также в один ряд на левом боку или на разных концах наконечника (No 1, Podkarpackie woivodstwo, Rozwadów).

      К сожалению, до недавнего времени не было возможности анализировать тамги, изображенные на копьях, т.к. не была разработана методика изучения подобных знаков ираноязычных народов, и последние казались неразрешимым ребусом. Сегодня такая возможность появилась, благодаря работе, проделанной одним из авторов (Yatsenko 2001, pp. 11-28, 61-66, 80-83). Для Sarmatia со 2 c. BC выделены 4 хронологических периода (соответствующих этапам развития трех сарматских культур) и для каждого из них были выявлены клановые тамги, бытовавшие у сармато-аланской знати определенного региона (Ibid., pls. 4-7). Обычно тамга использовалась только в течение одного сравнительно короткого (около 1,5 веков) периода, т.к., видимо, в условиях политической и военной нестабильности в Степях знатные кланы быстро исчезали, хотя известно и несколько исключений. Кроме того, на отдельных предметах встречены скопления («энциклопедии») тамг, которые являются межрегиональными по характеру, т.к. они отражают обряды, в которых участвовали (в разное время или одновременно) представители различных племен (Ibid., pp. 61-81).

       Рассмотрим сарматские знаки на каждом из наконечников копий.

      Всего их известно 19 типов (pl. 2). Все они либо имеют близкие аналогии среди известных сегодня сарматских тамг, либо идентичны им.

     1. Наконечник из Rozwadów (pl. 1, 1). На обеих его сторонах, кроме рунической надписи, представлены ряды тамг (ближе к острию знаки отсутствуют). На одном из узких выступов грани трижды в ряд изображен «на левом боку» знак No 1. Подобная манера изображать несколько одинаковых знаков в ряд известна и в нескольких скоплениях тамг Сарматии (Ibid., pl. 1/3; 13, II and III b; 26, c; Yatsenko 2002, fig. 2c/5-7). Знак No 1 известен только на крайнем востоке сарматского мира – на полуострове Мангышлак (стены храма в Bayte III, скопление b) (раскопки В.С. Ольховского 1998 г., материал не опубликован), где представлены типы знаков, датируемые от 2 c. BC до 3 c. AD (Yatsenko 2003). Знак No 2, изображенный между несколькими тамгами No 1, известен на Нижнем Дону в период 2 (1-st half of the 1th – mid. of the 2th cc. AD) (Yatsenko 2001, pl. 5/44). На другой стороне наконечника дважды представлен знак No 1. Тамга No 3 (No 1 + дополнительная небольшая дуга) имеет близкую аналогию среди сарматских знаков на мраморном льве No 2 из Olbia (два зеркально отраженных и соединенных знака No 1: Drachuk 1975, pl. LI/73). Тамга No 4 пока не имеет точных аналогий. Она представляет собой известный (хотя и редкий) вариант образования новой тамги у сарматов (Yatsenko 2001, fig. 3, f; 7/19): два разных знака соединяются перпендикулярно (оба их в данном случае представляют типы, документируемые у сарматов).

      2. Наконечник из Zadowice (pl. 1, 2). Здесь на двух сторонах симметрично представлен знак No 5. Он не имеет сегодня точных аналогий в Сарматии, однако там известна со 2-й половины 1 c. AD серия тамг, представляющих собой этот знак с различными дополнениями (Ibid., pl. 5/77; 6/24, 86). Знак № 6 представляет зеркальное отражение предыдущего: в Сарматии надежно документированы случаи, когда две тамги, являющиеся зеркальными отражениями друг друга, использовались одним человеком (например, king of Bosporus) (Ibid., pl. 3, d). Две таких тамги изображены рядом, одна над другой. Знак No 7 представляет собой знак No 1 + выше - схематическое изображение растения с мелкими веточками (близкую аналогию последнему see in Bosporan kingdom in the 1-st half of the 1th – mid. of the 2th cc. AD (Ibid., pl. 5/5. Знак No 8, как и No 5, изображен симметрично на обеих сторонах копья. Он ранее всего документирован на востоке Украины в тот же период (Ibid., pl. 5/62). Знак No 9 сохранился только наполовину. Однако форма его редкая и без труда восстанавливается. Он известен в скоплении тамг на Западной Украине (Krivoy Rog), где встречены, главным образом, знаки того же периода - the 1-st half of the 1th – mid. of the 2th cc. AD (Ibid., p. 68-69; pl. 12). Знак No10 известен в скоплении на одной из каменных плит, найденных в Tanais (Drachuk 1975, pl. XIII/3, 53). К сожалению, он не имеет узкой даты. Что касается знака в виде зигзага, размещенного ниже одного из полумесяцев, то он, вероятно, не являлся тамгой.

       3. Наконечник из Jankowo (pl. 1, 3). Он не имеет граней и украшен тремя парами знаков. В верхней паре представлены тамги No 11-12. Знак No 11 использовался на Нижнем Дону еще в 1-й половине 1 c. AD (Yatsenko 2001, pl. 4/7). Знак No 12 , несмотря на очень простую форму (дуга), очень редко встречается в Сарматии и характерен с середины 1 c. AD для варварских районов Crimea (Ibid., pl. 5/16; 6/15). В средней паре знак No 13 не имеет точной аналогии у сарматов. Но они использовали его зеркальное отражение, идентичное знаку No 17 (см. ниже), что, как уже отмечалось, документируется иногда для знаков одного хозяина. Знак No 14 использовался на Западной Украине во 2-й половине 1 c. AD в правление сарматского царя Inismeios (Ibid., pl. 5/105). Нижнюю пару образуют два одинаковых знака No 8.

      4. Наконечник из Września (pl. 1, 4). Две тамги изображены в средней части каждой из его сторон, рядом символом небесного святила. Тамга No 15 представляет собой знак из двух соединенных ромбов, известных на Восточной Украине в 1 – начале 2 cc. AD (Ibid., pl. 5/69) + на концах два знака No 1. Точные аналогии не известны. Знак No 16 на другой стороне копья наиболее близок тамге, известной на самом востоке Сарматии (скопление в Bayte III) (Ibid., pl. 6/86; 16/I).

     5. Наконечник из Müncheberg-Dahmsdorf (pl. 1, 5). Здесь все изображения на одной из сторон (тамги, знак полумесяца) имеют на концах декоративные треугольники из трех точек (они сопровождают и кружки внизу). Два знака на одной из сторон представлены один над другим. Знак No 17 использовался на Западной Украине во 2-й половине 1 c. AD (Ibid., pl. 5/100; 25, b; 21, d). Знак No 18 неоднократно встречен на территории Bosporan kingdom (материал А.А. Масленникова по графитти Боспора, не опубликован). Знак No 19 на другой стороне копья известен также в скоплении Ak-Kaya I (Eastern Crimea), где большинство определимых тамг датируется 1 – 1-й половиной 2 cc. AD (Ibid., pl. 13, I).

     6. Наконечник из Suszyczno (Polesye, Western Ukraine) (Kuharenko 1961, pl. 46/12) (pl. 2, 1). Здесь на одной из граней нанесена руническая надпись, на другой – неясный знак (возможно – солярный) и тамга No 6. На другой стороне изображены симметричный ему знак No 5 и четыре сложных геометрических знака, которые, вероятно, не являлись тамгами.

     Седьмой наконечник найден недавно в Nedoboevtsy (Bukovina, Western Ukraine) и публикуется в статье Pivovarov S.V. and Yatsenko S.A.

     Подведем итоги нашего анализа. Несомненно, знаки на копьях Przeworsk Culture являются сарматскими по происхождению. Однако все определимые на сегодняшний день (по хронологическим периодам и регионам) тамги в самой Сарматии использовались, прежде всего, в предшествующий период (с начала 1 до середины 2 c. AD). Лишь три знака (No 8, 12 и 17) достоверно использовались там во время, когда существовали копья (Ibid., pl. 6/12; 8/13, 15). В двух случаях из трех эти тамги в интересующее нас время встречены не только к западу, но и к востоку (Средний Дон) от первоначального ареала (северного берега Азовского моря); там они изображались больших бронзовых сарматских котлах в богатых женских погребениях. Вероятно, эти знаки попали с вещами, служившими их хозяйкам приданым к свадьбе, на их новое место жительства, и отражают политические браки сарматской знати разных регионов (Ibid., pp. 36-37; pl. . Один лишь знак No 12 продолжал использоваться каким-то аристократическим кланом в Крыму от середины 1 c. AD до нашествия гуннов во 2-й половине 4 с. AD. (Ibid., pl. 5/16; 6/15; 7/21).

     Интересна региональная принадлежность ранних образцов тех знаков, которые представлены на копьях. Они связаны, прежде всего, с двумя регионами – Западной Украиной (No 14, 17) и бассейном Нижнего Дона (No 2, 11), где во второй половине 1 – начале 2 cс. AD локализовались наиболее могущественные политические объединения кочевников – “Great Aorsia” with kings Pharzoios, Inismeios and oth. and Alania with kings of Aravelians clan. Единичные знаки относятся к варварским районам Crimea (No 12), Восточной Украине (No  и Bosporan kingdom (No 1. (Знаки No 1, 9-10, 19 найдены в скоплениях знаков на сакральных объектах, имеющих межрегиональный характер, и они пока не могут быть связаны с конкретным регионом). Несколько определимых тамг из нашей коллекции принадлежат к числу наиболее активных в политическом отношении кочевых аристократических кланов Sarmatia, знаки которых многократно встречены в ритуальных скоплениях разных ее регионов (No 2, 8, 12, 17) (Ibid., p. 86-87, pl. 19).

      Но каким образом знаки собственности сарматской аристократии могли использоваться их северо-западными соседями? Ведь известно, что использование чужой тамги без санкции ее хозяина неизбежно приводило к серьезному конфликту, в том числе – к длительной войне. Ответ дает нам этнография народов Северного Кавказа, где, как удалось выяснить, сохранились преимущественно древние сарматские традиции использования этих знаков (Ibid., pp. 12-14). Судя по сохранявшемуся там еще недавно обычаю, пользоваться тамгой знатного клана могли представители других народов, которые (1) дали клятву дружбы, (2) вступили в брак с его представителями, или (3) оказались в личной зависимости от аристократа (Ibid., p. 22). В данном случае возможны как первый, так и второй варианты.

     Известно, что к началу 2 c. AD сарматы глубоко вторгались на северо-запад в лесную зону и оказали воздействие на лесные племена (Tacit. Germ. 46). Но в то время, когда эти знаки наносились на копья в Польше, кланы – их первоначальные хозяева в Sarmatia уже, в основном, исчезли под давлением новых пришельцев с востока – носителей раннего варианта Late Sarmatian Culture. Кроме того, знаки нанесены на вещах, которые сарматами в этот период для нанесения тамг не использовались – на германских ритуальных копьях.

     Интересно, что позже на территории Bosporan kingdom, находившегося как под сарматским, так и под германским влиянием, могиле 1841 года in Kerch (которую V.Yu. Malashev датирует второй третью 4 c. AD: Yatsenko, Malashev 2000, p. 228), найден покрытый золотой фольгой наконечник копья, принадлежавший царю/king, украшенный драгоценными камнями и оригинальной тамгой (Drevnosti 1854, pl. XXVII/7; Solomonik 1959, No 66; Yatsenko 2001, p. 60; pl. 7/10).

     На копьях Przeworsk Culture можно выделить четыре группы сарматских тамг, принадлежавших четырем группам родственных кланов Sarmato-Alans, наиболее тесно контактировавших с германцами. Самая обширная группа представлена знаком No 1 и знаками, которые включают его как один из элементов (pl. 3, a) (такие знаки изображены на 4 наконечниках), другие группы включает знак No 6 (pl. 3, b) (встречены на четырех наконечниках), знак No 17 (pl. 3, c) (встречены на двух наконечниках) и знак No 11 (pl. 3, d) (встречены на одном наконечнике). Один из наиболее популярных «формообразующих» знаков No 6 в самой Сарматии пока не найден, хотя, несомненно, он послужил основой для серии известных там более сложных форм.

     Инкрустированные германские копья с сарматскими тамгами, найденные, главным образом, на территории Польши – первое яркое проявление восточных влияний (знаменитого “sarmatism”) в культуре этой страны, которое позже проявлялась и в других сферах культуры (see, for example: Sulimirski, 1970; Borchard 1970).

             Bibliography

Antoniewicz W., 1920. Želazne oszczepy inkrustowane z Kamienicy w pow. Jaroslawskim –Przegląd Archeologiczny, I, zesz. 3-4, pp. 99-111.
Borchard G.E., 1970. Reflections on the Polish noblemen attire in the Sarmatian tradition – Costume, 1970/4, pp. 13-22.
Dobrzańska H., 2001. Contacts between Sarmatians and the Przeworsk Culture community - International Connections of the Barbarians in the 1st – 5th centuries AD. Proceedings of the international conference held in 1999 in Aszód and Nyírgyháza. Aszód, Nyírgyháza, pp. 101-115.
Drachuk V.S. (Драчук В.С.), 1975. Sistemy znakov Severnogo Prichernomor’ya. Kiev (Системы знаков Северного Причерноморья. Киев).
Drevnosti, 1854 – Drevnosti Bospora Kimmeriyskogo, hranyashiesya v Imperatorskom Ermitazhe. Vol. II. St-Petersburg (Древности Боспора Киммерийского, хранящиеся в Императорском Эрмитаже. Т.2. Санкт-Петербург).
Koczanowski P. 1988. Chronologia inkrustowanych grotów broni drzewcowey z okresu wplywów rzynskich z obrazu europejskego Barbaricum – Scripta Archeaologica 1988, pp. 51-77.
Kostrzewsky J., 1921. Pismo obrazkowe, znaki wlasności szy symbole religijne? - Przegląd Archeologiczny, II-III, zesz. 3-4, pp. 127-134.
Kuharenko Yu.V. (Кухаренко Ю.В.), 1961. Rannii zheleznii vek Poles’ya (Ранний железный век Полесья). (SAI, D1-29). Moscow.
Malashev V.Yu.,Yatsenko S.A. (Малашев В.Ю., Яценко С.А.), 2000. O polychromnom style pozdnerimskogo vremeni na territorii Sarmatii (О полихромном стиле позднеримского времени на территории Сарматии) – Stratum plus, 2000/4, pp. 226-250.
Schuchhardt K., 1928. Vorgeschichte von Deutschland. Berlin.
Ščukin M.B.,1993. A propos des contacts militaries entre les Sarmates et les Germains à l’epoque romaine (d’aprés l’armement et spécialement les umbo de boucliers et les lances) – L’Armée Romaine et les Barbares du IIIe au VIIe siècle (Red. de F.Vallet et M. Kazansky). Paris, pp. 323-333.
Smiszko M, 1936. Grot dsirytu z runicznym napisem z Rozzwadowa nad Sanem – Wiadomosci Archeologiczny. T. XIV, pp. ?????
Solomonik E.I. (Соломоник Э.И.), 1959. Sarmatskie znaki Severnogo Prichernomor’ya. Kiev (Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев).
Sulimirski T., 1970. The Sarmatians. London.
Yatsenko S.A. (Яценко С.А.), 2001. Znaki-tamgi iranoyazychnih narodov drevnosti i rannego srednevekov’ya. Moscow (Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. Москва).
Yatsenko S.A. (Яценко С.А.), 2002. (Яценко С.А., 2002). O posledovatel’nosti naneseniya seriy tamg na nadgrobniye plity necropolya Panticapeya (О последовательности нанесения серий тамг на надгробные плиты из некрополя Пантикапея) - Bosporskiy fenomen. Pogrebal’niye pamyatniki i svyatilishcha. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii. Part 1. (Ed. by V.Yu. Zuev) Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища. Материалы международной научной конференции. Часть 1 (Ред. В.Ю. Зуев). St-Petersburg (С.-Петербург), pp. 79-82.
Яценко С.А. (Яценко С.А.), 2003. Zapadniy Kazakhstan i Severnoye Prichernomor’ye: sarmatskiye tamgi v svyatilishche Bayte III (Западный Казахстан и Северное Причерноморье: сарматские тамги в святилище Байте III) - Mezhdunarodniye otnosheniya v basseyne Chernogo moray v drevnosty i v sredniye veka (Materialy XI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii) (Ed. by V.P. Kopylov) Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века (Материалы XI международной научной конференции) (Ред. В.П. Копылов). Rostov-on-Don (Ростов-на-Дону), p. 38.
       
             Abbreviations

SAI - Svod archeologicheskih istochnikov (Свод археологических источников) (Moscow)

             About the authors:

Yatsenko, Sergey A. – archaeologist, Doctor of History, Professor, Faculty of the Art’ History, Russian State University for the Humanities (Moscow).

******************************************************************************************************************

0

5

*******************************************************************************************************************

Форум «Центральноазиатского исторического сервера» > Этнокультурные реалии > Обычаи, терминология родства, этикет народов Центральной Азии

Моя тамга, объясните
http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?sh … 7&st=0

*******************************************************************************************************************

СВЯЩЕННЫЕ РОДОВЫЕ ТОТЕМЫ БАШКИР (племенные знаки различия)
http://shejere.narod.ru/totems-bashqort.htm

*******************************************************************************************************************

0


Вы здесь » Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Lietuvos lobiu ieskotojas - LDK FORUMAS » Геральдика и генеалогия » ТАМГИ - знаки родовой или племенной принадлежности, собственности