За серостью нашей жизни мы не видим и не осознаем  в себе, всей полноты нашей миссии на земле. Мы кажемся себе маленькими и никчемными и других считаем такими же. Это умаление часто  ослабевает нашу волю к действию - между тем, как мы ни мало не слабы. Каждый человек в мире имеет свое назначение, являясь посланником Божьим на земле. Для Господа нужна каждая душа, и каждый ответствен за свою жизнь и не избавлен от ответственности за других. Не в малости нашей дело, а в нежелании взять на себя ответственность...
  Внешняя жизнь во многом зависит от нас самих. В силу своего посланничества на земле, каждый имеет влияние на окружающих и тем самым на мировую историю. Наша задача в жизни искать общности с людьми, с которыми мы связаны. Люди-цветы Божие: надо, как пчелы, уметь собирать мед с этих цветов, обогащая себя индивидуальностью других и свою индивидуальность раскрывать для тех, кто рядом с нами.

Архиепископ Пражский Сергий (Королев)

Такой  запоминающейся встречей , стал для нас визит к ветерану Великой Отечественной войны, Пранасу Гайвянису. Вместе с его боевым товарищем, Валентином Беляцкасом, члены Вильнюсского военно-исторического объединения "Забытые солдаты", навестили старого знакомого. Два закадычных друга, прошли вместе всю Великую Отечественную, от ее  начала, до долгожданного Дня Победы.
  Не удивительно, что их дружба, проверенная суровыми испытаниями, становилась крепче и надежнее, с каждым прожитым  послевоенным годом.

 

Бой под Алексеевкой, Орловской области.
Из роты в живых осталось четверо, рядовой 16 Литовской стрелковой дивизии, Прянас Гайвянис и трое раненных в бою товарищей.

  Тот памятный день, складывался как мозаика, из сплошных неудач. Молодой солдат, проснулся от  команды - "подъем". В  пять часов утра, его  ожидала первая неприятность. Во время сна, у  старшего сержанта, кто-то украл винтовку. Прошляпить боевое оружие, серьезная провинность для военнослужащего. За такой проступок, по закону военного времени, с легкостью, можно попасть под трибунал.
  Пранас и так на особом счету у командования.  За свой неугомонный характер и особое внимание к женскому полу, молодой сержантик  уже не  раз попадал  на заметку к командирам. Отстав от эшелона  и самостоятельно добравшись до места расположения своего батальона, он с тревогой ожидал, как  разрешится его судьба... И вот новая неприятность. Долго не раздумывая, Пранас забирает оружие у такого же  нерадивого солдата.
  Как только рассвело, рота поднялась в атаку. В бой пришлось идти рядом с командиром. Командир роты не сомневался в своем  подчиненном. Да какой же Пранас дезертир, если вернулся добровольно к своим. А в ряды Красной армии был призван из блокадного Ленинграда, где остались жить его близкие и родные.
Но устав не признает фамильярности и командир принимает решение, держать провинившегося солдата при себе. Они бежали так быстро, что рота стала отставать. С наступлением рассвета немцы их заметили и стали интенсивно обстреливать из минометов.
   Единственным укрытием, в  поле, служил стог сена. Так и залегли все  двенадцать человек рядышком в снег, Пранас, заместитель по политической части Антанас Гуджюнас, рядом его заместитель старший сержант Заляцкис, командир пулеметной роты Йонас Яцкус, его вестовой Зельман и санитар Кульман. Стог укрывал только от пуль, а от взрывающихся за спиной мин не защищал. В  нескольких метрах от укрывшейся группы, взорвалась первая мина, Политрук даже не  вскрикнул, так и  сник, не подавая признаков жизни, командира роты младший лейтенант Антанас Гуджюнас был смертельно ранен осколком мины в живот. Положение не завидное, обстрел не прекращался. Почему-то вдруг вспомнилось, как учили не скучиваться в минуту опасности, а держаться особнячком. Умирать было страшно, да и пожить еще, ох как хотелось. Резко вскочив на ноги, Пранас тут же попадает под шквальный огонь. И запрыгивает в ту самую воронку, которую оставила  взорвавшаяся мина. Из надежного укрытия,  он зовет к себе командира, да и тому становится не ловко лежать, уткнувшись носом в рыхлый  снег. Не имея  возможности оценить обстановку, командир роты, Йонас, поднимается во весь рост и дает приказ:
-Рота подъем!-  И тут же падает, раненный в ногу. Вокруг него багровеет снег, а он сам, согнувшись, не естественно съеживается.
  Роты давно уже нет, только  застывшие силуэты в снегу указывали на страшную правду о случившемся. В атаку поднялись только несколько бойцов, почти вся рота погибла. Пранас, военный медик, принимает решение вывести командира с боя, перевязав раненого, он приказывает связному Зельману сбросить пулемет в снег. Освободив санки они укладывают  Йонаса Яцкуса и тащат его в тыл. Неожиданно доносится гул  приближающихся танков, приподняв головы, соратнии увидели четыре бронированные машины, которые двигались в сторону немцев. Благодаря этой заварухе, им все же удается благополучно доставить командира и передать его медицинской службе.
  Почти уничтоженную роту, в которой служил Пранас, сменила 6-я, продолжив  наступление.
  Оставшиеся в живых солдаты стали искать укрытие для ночлега. Вся Алексеевка разрушена, ни одной нетронутой избы. Нашли пустой дом, без окон и дверей, развели костер, стали греться готовились варить похлебку. Но как оказалось, немцы давно приметили эту цель и, заметив  вокруг дома движение, обстреляли его минами. Из четырнадцати укрывшихся в доме мужчин в живых осталось только четверо. Шламовича осколок, ранил, пройдя рядом с сердцем. Каплану перебило обе ноги, у Фридленедера на спине осколок вырвал полосу, шириной в ремень. А Пранас, отброшенный взрывной волной, пострадал меньше всех, перевязав раненых он на санках, перетащил  их в санчасть и до утра дежурил у  постели.Каплан умер от потери крови.
И это всего лишь маленький эпизод из  вселенской трагедии, под названием Великая Отечественная война, один день, из жизни  самого обыкновенного человека. Солдата, вернувшегося  живым с войны...

Отредактировано Avgustinka (2010-03-23 10:37:15 am)