Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ.
Пользовательского поиска
Сделать стартовой

Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Lietuvos lobiu ieskotojas - LDK FORUMAS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Булатная ("дамасская") сталь

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Булатная сталь
Источник - http://www.kpnemo.ru/other/2006/03/07/K … ments.html
http://www.kpnemo.ru/other/2006/03/07/K … ogo_/#full

(сайт указал dinoeL)

**************************************************************************************************

Калейдоскоп занимательного: За семью печатями.
Статья с "Техника-молодежи" 2'1986

                                                          Булатная ("дамасская") сталь

      О булате - стали, из которой в давние времена изготавливали необыкновенное по своим качествам и красоте холодное оружие, все наверное, наслышаны и начитаны с юнных лет. И неудивительно: слава о булатной стали (ее еще называют "дамасской") ходит по белу свету более двух тысячелетий, будоража не только умы ученых и специалистов, так и не подобравшихся к окончательной разгадке тайны, связанной с процессом получения изделий из булата. Журнал «В мире науки» даже сообщает, что «процесс изготовления дамасской стали по американскому праву считается открытием и может быть запатентован». И это, заметим, в конце XX века! Века. демонстрирующего миру такие взлеты человеческой мысли, такие умопомрачительные открытия буквально во всех отраслях знания, что по сравнению с ними разгадка лежащей, казалось бы, на поверхности некой тайны булата - не ахти какое дело! ан нет, оказывается. И продолжают до сих пор авторы различных книг и статей о булате «удивлять» нас эпизодом встречи Ричарда Львиное Сердце с султаном Саладином, описанным в романе Вальтера Скотта «Талисман». Ричард одним махом рубит своим двуручным мечом стальное копье, а Саладин подбрасывает в воздух вуалевый платок и рассекает его саблей на две половинки. Другие легенды «берут еще круче»-платок подбрасывают, и он сам падает на булатное лезвие - результат тот же.

     А уж сколько восхитительных слов сказано о поверхностных узорах - характерном отличии булатного клинка. Специалисты даже и сорта булата классифицируют (условно, конечно) в соответствии с линиями узора.

        Различают три сорта:

        К низшему относят сирийские (шам), египетские и турецкие (нейрис, баяз) булаты с мелким полосатым или струйчатым узором на сером или буром фоне.

        К среднему - персидские и индийские (гынды) со средним и крупным узором на черном фоне.

        К высшему - персидские и индийские булаты (хоросан, табан) с крупным сетчатым и коленчатым узором на темном фоне с золотистым отливом.

        А лучшим из лучших считается булат «кара-табан», что в переводе с персидского означает «черный блестящий».

        Но есть особо знаменитые булаты, узоры на которых удостоены оригинальных названий. Например, необычный вертикальный узор на персидской сабле, хранящейся в Метрополитен-музее, называется «лестница Магомета».

     Узор - это результат искусной ковки высокоуглеродистой стали (1,2-2% углерода), каковой и является булат. А видимые узоры на лезвии холодного оружия образует сетка карбида железа (Fе3С), или цементита, выпадающего при медленном охлаждении из сплава железа с углеродом (аустенита). При ковке эта сетка разрушается, и после протравливания и полировки на лезвии клинка появляется соответствующий узор. Не совсем, правда, ясно вот что. Цементит обладает высокой твердостью, но при комнатной температуре становится очень хрупким из-за сетчатой структуры - именно она открывает пути для распространения трещин. Тем не менее металл в булатном оружии совсем не хрупок, даже наоборот - очень вязок. Понятно, что таким он становится после ковки, когда разрушается цементитная сетка. Значит, ковка клинков должна производиться при относительно низкой температуре, так как известно, что при высоких температурах цементит опять растворяется в аустените.

     Специалисты предполагают, что булат ковали в диапазоне температур от 650°С до 850°С. Тогда спрашивается: почему же европейские кузнецы не могли выковать булатные клинки из заготовок индийской стали (так называемого «вутца», или «вуца»), специально для такого оружия и сваренной? Может, потому, что они привыкли иметь дело с низкоуглеродистыми сталями, у которых высока температура плавления? Может, они пытались ковать вутц, когда металл уже был частично расплавлен? Тогда, естественно, сталь станет хрупкой. Но опять вопрос: неужели у уважающих себя мастеров кузнечного дела после первой же неудачи опустились руки? И неужели никто из них не сделал ни одной попытки проковать сталь не при белом калении, а, скажем, при нагреве заготовки до красного цвета (это примерно 850°С) или темно-вишнево-красного (650°С)? Что-то не очень верится. Тогда в чем же дело?

                                   Вопросы, вопросы...

      Ответить на них еще в начале XIX века пытался известный естествоиспытатель Майкл Фарадей - не удалось. Начитавшись его статей, пробирный инспектор Парижского монетного двора Жан Бриан изготовил клинки из дамасской стали, но так и не дал объяснения, как же он это сделал. Выдающийся русский металлург П. П. Аносов, как известно, раскрыл было вековую тайну и даже начал изготавливать булат промышленным способом, но не описал с достаточной точностью и определенностью тонкости технологических процессов, и после него булатное производство в Златоусте заглохло. И даже когда в конце прошлого века исследователи изучили все фазовые превращения, происходящие в стали, установили их зависимость от количества содержащегося в ней углерода и температуры нагрева, полного научного объяснения этапов изготовления булатных изделий - их ковки, термообработки, отделки - так и нет до сих пор. Более того, сегодня сама фазовая диаграмма «железо - углерод» в булате изучена вдоль и поперек, природа структуры булатной стали хорошо известна, тайны булатных узоров уже не существует, а воз... извините, булат и ныне там...

      Есть чему удивиться! Хотя, собственно говоря, разве загадка булата единственная, связанная вообще с металлами? Мы, к примеру, утверждаем, что и сегодня немыслимо получить алюминий без электролиза, а в Китае есть гробница полководца Чжоу-Чжу, умершего 17 веков назад, некоторые детали орнамента которой на 85% содержат алюминий. Как же его получили в III веке? Те же китайцы во II веке до н. э. изготавливали сплав никеля с медью и цинком, из которого делали монеты, а никель как элемент был открыт в Европе только в середине XVIII века.

      Знаем: Индия славилась искусством своих металлургов задолго до нашей эры, о современниках тоже можно сказать немало хороших слов, а вот надо же - ответить на вопрос, каким образом почти из чистого железа (99,72%) изготовлена знаменитая колонна в Дели, никто не в силах. Нет-нет, мы не умаляем заслуг сегодняшних металлургов - и стали, превосходящие по своим качествам булат, у нас давно есть, и значительно более чистое железо в лабораториях получено. Но как же не удивляться: колонна в Дели весит 6,5 т и сотворена она в IV веке!

      Молибден был открыт в 1778 году. Понадобилось больше столетия, чтобы выделить его в чистом виде, а в старинные острейшие самурайские мечи, как выяснил тот же П. П. Аносов, для .придания им прочности металлурги Страны восходящего солнца добавляли не что иное, как... молибден.

      Ацтеки еще в XV веке умели изготавливать зеркала из хорошо обработанной, отполированной платины. Но как они это делали, ведь температура плавления платины 1769°С, она сваривается и поддается ковке только при белом калении? Спрашивается: где ацтеки брали такую температуру?

                                         И т. д. и т. п.

      Да, но почему же мы, живущие в конце XX века, проникшие в святая святых материи - в атом, в ген, нашедшие непостижимые связи вещества, встаем все же в тупик перед мастерством, обыкновенным (а может, и не обыкновенным) мастерством наших пращуров? Может быть, к разгадке их «тайн» мы подходим не с того конца, ошибаясь в методике самого подхода? Вряд ли - труды П. П. Аносова убеждают, что он шел правильным путем. А может, над нами все-таки довлеет не только авторитет привычных нам металлургических технологий, но и сама их традиционность? Но ведь о металлах и том же булате мы сейчас наверняка знаем больше, чем знали древние мастера. Тогда что же?

      В конце-то концов давайте поставим себя на место древнего индийского металлурга, который искал способ получения этого самого вутца, и дамасского кузнеца, который начал ковать самый первый клинок, и сравним, у кого из нас больше преимуществ. Мы видим булатную сталь и изделия из нее и знаем, чего хотим: сделать то же самое. Древний металлург эту сталь никогда в глаза не видел, он только желал получить ее такой, какой она была в его мечтах, представлениях. Мы знаем конец пути и, по идее, можем прийти к нему, прошагав сначала в обратную сторону, то есть отталкиваясь от искомого, дифференцируя его, дробя на процессы, исследуя их, ища оптимумы... А каким путем шел к искомому - неосязаемому, невидимому, всего лишь мечте - древний металлург? Перебирал варианты всех последовательных операций, да еще в разных режимах? Да сколько же времени ему для этого бы понадобилось? Допустим даже, что металлурги объединились в какое-то цеховое сообщество и договорились искать желаемое, распределив определенные пути поиска.

      Тогда один, овладевший искомым, должен был бы поделиться знанием со всеми. Не так ли? Допустим, что так - возможно, в среде металлургов это могло быть. Но кузнецы?! Многие исторические документы свидетельствуют, что свои-то приемы и найденные режимы термомеханической обработки, закалки и отпуска стального изделия они держали в строжайшем секрете. Да что там, даже место отбора воды и ее температура были тайной. А ведь нам известно, что температуры закалки и отпуска должны быть настолько оптимальны, что отклонение, скажем, температуры под закалку на 10-20° уже изменяет свойства стали. Еще важнее зафиксировать температуры при отпуске - ошибка в 2-3° уже ухудшает упругость стали определенного состава. У древних кузнецов не было инструментов для измерения температуры, значит, они делали это на глаз. И - получали такие результаты? Да, это приходится признать, как и то, что в древности кузнецы владели какими-то особыми приемами, о которых мы сегодня не имеем понятия.

     Так вот главный вопрос: к изготовлению булатной стали и изделий из нее древние металлурги пришли случайно или нет? Действовали ли они целенаправленно или для них самих было неожиданным то, чего они добились? Мне лично в случайность что-то не верится. И если они действовали целенаправленно, то остается только восхищаться их знаниями, опытом и великой одержимостью настоящих созидателей.

Евгений КРЮЧНИКОВ, физик г. Кимры Калининской обл.
bizland

======================================================
Информация к размышлению...
======================================================
Примечание:
За неточности в выставленной публикации ответственность несёт автор статьи и все претензии предъявлять ему.

Комментарии:

Картинка из древнего журнала "Техника Молодежи"... Эх. :)
markus912 Дата: 07-03-2006 / 12:40
 
позновательно
lom1on Дата: 07-03-2006 / 12:56
 
интересно .... видел я ножички с разводами, ок 100 бакарей ... правда сомнение у меня в качестве ихней стали. А по поводу поисков секретов ... раньше качество меча было вопросом жизни а сейчас - досужего интереса ... нынешние "короли ричарды" уже давно носят рядом с поясом чемоданчик с кнопкой, масштабчик уже не тот.
Netzah Дата: 07-03-2006 / 16:35
 
Нет, я думаю, страсть человека к холодному оружию умрет только вместе с самим человечеством.
Alan Ald Дата: 07-03-2006 / 17:22
 
2 markus912: статья то с техника-молодежи 2'1986. Это если пройти по ссылке на источник.
Sepul Дата: 07-03-2006 / 20:37
 
страсть - это одно, тем более что она далеко не у всех. правильно сказал lom1on - тогда это было вопросом выживания. сейчас в мечах острой необходимости нет - вот никто особых секретов и не постиг. если бы припекло - тогда был бы совсем другой разговор
S1ideR Дата: 07-03-2006 / 21:02
 
Интересная статья Булатная сталь – мифы и реальность (история первого композита)
Bork Дата: 08-03-2006 / 05:17
 
душа есть в булате. контакт души кузнеца и души металла - дает тот или другой вид булата. все в мире связано - из предыдущей статьи... также связаны мы и наше оружие. Жан Бриан и Аносов тому пример. ну скажем так: у того и другого был ген кузнеца - их тянуло и они обладали начальными знаниями о булате и технике его изготовления. ушли они - ушел их булат.
ship Дата: 08-03-2006 / 17:19
 
настоящий дамаск стоит примерно от 400 у.е.,а за 100 это только узор. Кому интересно-есть неплохой журнал НОЖ еще был ПРОРЕЗ очень хороша книга Марьянко (навание кажется В помощь выбирающему нож).кто найдет-А.Г.Баженов "история японского меча" и много еще нормальной литературы. мне кажется-все уже практически разгадано,мистификаций просто больше,чем грамотных статей.хотя легенды красивы...
hunterss Дата: 08-03-2006 / 17:44 

**************************************************************************************************

Отредактировано KestaS (2006-09-17 05:59:03 pm)

0

2

**************************************************************************************************
Источник - http://www.techno.edu.ru:16001/db/msg/5027.html

                                   Булатная сталь – мифы и реальность (история первого композита)

#2 декабрь 2003 | В.В.Белоус

      Булат – одна из самых интересных и загадочных страниц в истории металлургии. Сейчас хорошо известно, как в древние времена делали каменные топоры, бронзовую утварь, варили железо и плавили чугун, но до нашего времени остаются нераскрытыми многие секреты производства булатного оружия.

      Впервые Европа познакомилась с булатом при столкновении армии Александра Македонского с войсками индийского царя Пора. Особенно поразил македонцев панцирь захваченного в плен царя. Он был сделан из необыкновенно прочного белого металла, на котором македонское оружие не смогло сделать ни вмятины, ни царапины. Из булата были изготовлены и широкие индийские мечи, которые легко рассекали пополам македонское железо. По свидетельству историков, древнее европейское железное оружие было настолько мягкое, что после двух-трех ударов уже гнулось, и воины вынуждены были отходить, чтобы выпрямить клинок. Естественно, что индийские мечи для македонцев казались чудом.

      Задолго до этого с Гималайских гор в Пенджаб (древнейшее княжество в Индии) спустилась каста кузнецов, хорошо знающих железное дело и умеющих изготовлять железное оружие с необычайными свойствами. Из Пенджаба индийское железо и способы его обработки распространились в Сиам и Японию.

      «Никогда не будет народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии!» - писал средневековый ученый Аль-Бируни. Он также поведал, что клинки в Индии делались разных цветов. Мечи, например, изготовлялись зелеными, синими, могли они и иметь узор, напоминающий рисунок ткани. Индийская сталь отличалась узорами, которые были видны на клинке.

      А свойствами клинки обладали действительно удивительными. Будучи твердыми и прочными, они одновременно обладали большой упругостью и вязкостью. Клинки перерубали железные гвозди и в то же время свободно сгибались в дугу. Нет ничего удивительного в том, что индийские мечи крошили европейские, которые в древности часто делались из недостаточно упругих и мягких низкоуглеродистых сортов стали.

      Лезвие индийского клинка после заточки приобретало необыкновенно высокие режущие способности. Хороший клинок легко перерезал в воздухе газовый платок, в то время как даже современные клинки из самой лучшей стали могут перерезать только плотные виды шелковых тканей. Правда, и обычный стальной клинок можно закалить до твердости булата, но он будет хрупким, как стекло, и разлетится на куски при первом же ударе. Поэтому позднее, когда европейские сабли начали изготовлять из прочных и твердых сортов углеродистых сталей, они ломались при ударе индийского оружия.

      Основное назначение булата – изготовление клинков. Главное достоинство клинка – острота его лезвия. Лезвие булатного клинка можно было заточить до почти неправдоподобной остроты и сохранить эту остроту надолго. У клинков из обычной углеродистой стали заостренное лезвие выкрашивается уже при заточке – как бритву, его заточить нельзя, а булат затачивали до остроты бритвы, и он сохранял свои режущие свойства после того, как побывал в деле. Такое возможно лишь тогда, когда сталь обладает одновременно высокой твердостью, вязкостью и упругостью – и в этом случае лезвие клинка способно самозатачиваться. Булатная сабля легко сгибалась на 90-120 градусов, не ломаясь. Есть сведения, будто настоящий булатный клинок носили вместо пояса, обматывая им талию.

      Слитки литого булата в виде разрубленных лепешек «вутцев» привозились из Индии в Сирию, где в городе Дамаске из них выковывали эти сказочные клинки. Но индийская булатная сталь стоила очень дорого, и сирийские кузнецы изобрели сварной булат, правильно определив, что булат - первый созданный человеком композит, состоит из частиц твердой углеродистой стали в матрице из мягкой и упругой низкоуглеродистой стали.

       Дамасская сталь получалась путем многократных проковок в разных направлениях пучка из стальных прутков разной твердости.

      Качество клинков из сварной дамасской стали было по тем временам очень высокое, но такого сочетания прочности и упругости как в оружии из литого индийского булата сирийским кузнецам добиться не удалось.

      Еще один центр производства качественных клинков образовался в средние века в Японии. Японский булат обладал каким-то необыкновенным качеством железа, которое после целого ряда проковок приобретало даже более высокую твердость и прочность, чем дамасская сталь. Мечи и сабли, приготовленные из этого железа, отличались удивительной вязкостью и необыкновенной остротой.

      Уже в наше время был сделан химический анализ стали, из которой изготовлено японское оружие XI-XIII веков. И древнее оружие раскрыло свою тайну: в стали был найден молибден. Сегодня хорошо известно, что сталь, легированная молибденом, обладает высокой твердостью, прочностью и вязкостью. Молибден – один из немногих легирующих элементов, добавка которого в сталь вызывает повышение ее вязкости и твердости одновременно. Все другие элементы, увеличивающие твердость и прочность стали, способствуют повышению ее хрупкости. Естественно, что в сравнении с дамасскими клинками, сделанными из железа и стали, японские легированные мечи и сабли казались чудом. Но значит ли это, что японцы умели в то далекое время делать легированную сталь? Конечно, нет. Что такое легированная сталь, они даже не знали, так же как и не знали, что такое молибден.

      Руда, из которой древние японские мастера выплавляли железо, содержала значительную примесь окиси молибдена. Выплавленное из обогащенных молибденом «песков» кричное железо проковывалось в прутья и закапывалось в болотистую землю. Время от времени прутья вынимали и снова зарывали, и так на протяжении 8-10 лет.

      Насыщенная солями и кислотами болотная вода разъедала пруток и делала его похожим на кусок сыра. Тем самым из заготовки удалялись вредные примеси, быстрее разъедаемые болотной водой.

      Затем разогретую заготовку японский кузнец проковывал в тонкую полосу, сгибал, опять проковывал и так несколько тысяч раз!

      Но и японские клинки, при всей их выдающейся остроте и прочности, не обладали качествами индийского булата, особенно упругостью.

      Арабский ученый XII века Едриза сообщает, что в его время индийцы еще славились производством железа, индийской сталью и выковкой знаменитых мечей. В Дамаске из этой стали изготовляли клинки, славу о которых крестоносцы разнесли по всей Европе. К сожалению, в Древней Индии так тщательно прятали секреты выплавки вутца, что в конце концов потеряли их совсем. Уже в конце XII века клинки из литого булата высшего качества «табан» не могли делать ни в Индии, ни в Сирии, ни в Персии.

      После того как Тимур покорил Сирию и вывез оттуда всех мастеров, искусство изготовления оружия из литого булата переместилось в Самарканд; однако вскоре оно везде пришло в упадок. Потомки вывезенных мастеров, рассеявшись по всему Востоку, окончательно потеряли способы изготовления булатного оружия.

      В XIV – XV веках секрет производства литого булата и изготовления из него холодного оружия был окончательно потерян.

      Европейские кузнецы не смогли до конца разгадать секрет производства даже дамасской сварной стали и больше преуспели в производстве клинков из однородной (гомогенной) стали с имитацией рисунка булата на поверхности клинка.

      Особенно широко развернулось производство подделок под булат в XVIII-XIX веках. В это время в Европе научились производить высокоуглеродистую литую сталь, и западноевропейские мастера, оставив попытки раскрыть секреты производства сварочного булата, начали изготовлять из нее довольно хорошее холодное оружие.

      В Италии (Милан), в Испании (Толедо), в Германии (Золинген), во Франции (Льеж) и даже в Англии стали широко производить «ложный булат». «Ложные булаты», особенно золингеновские и толедские, приобрели известность благодаря высокой степени полировки и красивыми узорами, которые наносились на клинки различными методами.

      Ремесленники, рисующие декоративные узоры на металле, назывались «дамаскировщиками», а клинки «ложного булата» - «дамаскированными». Многие «дамаскированные» клинки были не очень высокого качества, поскольку они изготовлялись из обычной шведской или английской углеродистой стали.

      Не одно столетие металлурги всех стран и народов пытались выплавить булатную сталь, но злополучная тайна никому не давалась. В XIX веке учеными-металлургами предпринималось множество попыток раскрыть секрет литого булата, даже великий английский ученый Фарадей безуспешно бился над решением этой задачи. Но получить литой булат, не уступающий по свойствам индийскому вутцу, удалось только русскому ученому, горному начальнику златоустовских заводов П.П. Аносову в 40-ых годах XIX века.

      Сохранившийся до наших дней аносовский булатный клинок, перерубает гвозди, гнется в дугу и на лету перерубает газовый платок. Секрет древних индийских мастеров открыт? И да и нет. После смерти П.П. Аносова, не смотря на оставленный им подробный рецепт, воспроизвести литой булат не удается никому!

      Уже в наше время, златоустовские металлурги вновь попытались воскресить технологию производства булата. Сложны и длительны были эти поиски, но узорчатая сталь вновь была получена, хотя полностью повторить аносовский булат не удалось. Легендарная упругость клинков достигнута не была.

      Современные качественные легированные стали превосходят булат по всем показателям: прочности, упругости, режущим свойствам, но добиться таких выдающихся свойств в одном образце не удается и сейчас. Тайна индийского литого булата ждет своей разгадки!

**************************************************************************************************

Отредактировано KestaS (2006-09-17 06:25:21 pm)

0

3

2 года назад в Мурманске в магазине видел около 10 моделей ножей с рисунком булата. Заказал, но
геморрой с таможней и авио. Если привезут, опробую и поделюсь впечатлениями.

0

4

*******************************************************************************************************************
Источник - Железо
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Железо

                                            Железо известно с древнейших времён.

     Археологические раскопки находят изделия из железа, датируемые примерно IV тыс. до н. э. и относящиеся к древнешумерской и древнеегипетской цивилизации. Поделки из железа того времени включают наконечники для стрел и украшения. В них использовалось метеоритное железо, точнее, сплав железа и никеля, из которого состоят метеориты. Упоминание о небесном происхождении железа осталось во многих языках.

     Между II и III тыс. до н. э. в Месопотамии, Анатолии и Египте появляются первые предметы, изготовленные из переплавленного железа (определяется по отсутствию никеля в составе). Тем не менее, железо использовалось в основном в культовых предметах. Вероятно, железо в те времена было очень дорогим — более дорогим, чем золото.

     Во времена «Илиады» оружие было в основном бронзовым, тем не менее Гомер (в 23-й песне «Илиады») рассказывает, что Ахилл наградил диском из железной крицы победителя в соревновании по метанию диска. Между 1600 и 1200 годом до н. э. производство железа развивалось на Ближнем Востоке, однако железо все ещё значительно уступало по распространению бронзе.

     В период между XII и X веком до н. э. на Ближнем Востоке произошёл резкий скачок в производстве инструментов и оружия — от использования бронзы к использованию железа. Вероятно, столь быстрый переход был вызван не столько прогрессом в производстве железа, сколько перебоями в доставке олова — одного из компонентов бронзы. Период времени после начала массовой обработки железа принято называть Железным веком.

********************************************************************************************************************
Источник - История железа
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_железа

           Сталь производилась уже из готового железа путем науглероживания последнего. При высокой температуре и недостатке кислорода углерод, не успевая окисляться, пропитывал железо. Чем больше было углерода, чем тверже оказывалась сталь после закалки.

Выдержка:

       "Как можно было заметить, ни один из перечисленных выше сплавов не обладает таким свойством, как упругость.

        Железный сплав может приобрести это качество, только если в нем возникает четкая кристаллическая структура, что происходит, например, в процессе застывания из расплава.

        Проблема же древних металлургов заключалась в том, что расплавить железо они не могли. Для этого требуется разогреть его до 1540 градусов, в то время как технологии древности позволяли достичь температур в 1000−1300 градусов.

        Вплоть до середины XIX века возможным считалось расплавить до жидкого состояния только чугун, так как плавкость железных сплавов возрастает по мере увеличения концентрации углерода.

        Таким образом, ни железо, ни сталь сами по себе для изготовления оружия не годились. Орудия и инструменты из чистого железа выходили слишком мягкими, а из чистой стали — слишком хрупкими. Потому, чтобы изготовить, например, меч, приходилось делать бутерброд из двух пластин железа, между которыми закладывалась стальная пластина. При заточке мягкое железо стачивалось и появлялась стальная режущая кромка.

        Такое оружие, сваренное из нескольких слоев с разными механическими свойствами, называлось сварным. Общими недостатками этой технологии являлись излишняя массивность и недостаточная прочность изделий. Сварной меч не мог пружинить, вследствие чего неизбежно ломался или гнулся при ударе о непреодолимую преграду.

        Отсутствием упругости недостатки сварного оружия не исчерпывались. В дополнение к упомянутым недостаткам, его, например, невозможно было толком заточить. Железу можно было придать какую угодно остроту (хотя и стачивалось оно со страшной скоростью), но и тупилась мягкая режущая кромка из железа почти мгновенно. Сталь же точиться не желала, — режущая кромка крошилась. Здесь налицо полная аналогия с карандашами, — мягкий грифель легко сделать очень острым, но он сразу затупится, а твердый до особой остроты не доведешь, — десять раз сломается. Так что, бритвы приходилось делать из железа и затачивать заново ежедневно.

        В целом же, сварное оружие не превосходило остротой столовый нож. Уже одно это обстоятельство требовало делать его достаточно массивным для придания удовлетворительных рубящих свойств.

        Единственной мерой позволяющей достичь сочетания остроты и твердости в рамках технологии сварки была закалка изделия уже после его заточки. Применим же этот метод становился в случае, если стальная режущая кромка приваривалась просто к железному обуху, а не заключалась в «бутерброд» из железа. Либо, закалены после заточки могли быть клинки, у которых железный сердечник оковывался снаружи сталью.

        Недостатком такого метода было то, что заточка оказывалась возможна лишь однажды. Когда стальное лезвие иззубривалось и тупилось, весь клинок приходилось перековывать.

        Тем не менее, именно освоение техники сварки, — несмотря на все ее недостатки, — произвело настоящий переворот во всех сферах человеческой деятельности и привело к огромному возрастанию производительных сил. Сварные орудия были вполне функциональны и, при том, общедоступны. Только с их распространением каменные орудия оказались окончательно вытеснены, и наступил век металла.

        Железные орудия решительно расширили практические возможности человека. Стало возможным, например, строить рубленные из бревен дома, — ведь, железный топор валил дерево уже не в три, как медный, а в 10 раз быстрее, чем каменный. Широкое распространение получило и строительство из тесаного камня. Он, естественно, употреблялся и в эпоху бронзы, но большой расход сравнительно мягкого и дорогого металла решительно ограничивал такие эксперименты. Значительно расширились также и возможности земледельцев.

        «Железная революция» началась на рубеже I тысячелетия до н. э. в Ассирии. С VIII века до н. э сварное железо быстро стало распространяться в Европе, в III веке до н. э. вытеснило бронзу в Китае и Галлии, во II веке новой эры появилось в Германии, а в VI веке нашей эры уже широко употреблялось в Скандинавии и на Руси. В Японии железный век наступил только в VIII веке нашей эры.

        Увидеть железо жидким металлурги смогли только в XIX веке, однако, еще на заре железной металлургии, — в начале I тысячелетия до новой эры, — индийские мастера сумели решить проблему получения упругой стали без расплавления железа. Такую сталь называли булатом, но из-за сложности изготовления и отсутствия необходимых материалов в большей части мира, эта сталь так и осталась индийским секретом на долгое время.

        Более технологичный путь получения упругой стали, при котором не требовались ни особо чистая руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во II веке нашей эры. Сталь перековывали очень много раз, при каждой ковке складывая заготовку вдвое, в результате чего получался отличный оружейный материал, называемый дамаском, из которого, в частности, делались знаменитые японские катаны.

        С VII века в Китае и с XVI века в Европе получил распространение так называемый передельный процесс в металлургии, — технология, при которой железо еще при получении за счет высокой температуры плавления и интенсивного науглероживания перегонялось в чугун, а уже затем, жидкий чугун, освобождаясь от лишнего углерода при отжиге в горнах, превращался в сталь.

        Из передельной стали уже можно было изготавливать кривые мечи (например, сабли), чего не позволяла сделать сварная технология.

        Лучшая дамасковая сабля, клинок которой состоял из тысяч или даже десятков тысяч слоев металла, запросто перерубала передельную. Но против рядовых дамасковых клинков, при несравненно меньшей стоимости, мягкая передельная сталь за счет одной своей высокой упругости показала себя конкурентоспособной."

******************************************************************************************************************

История вооружений древности и средневековья
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_вооружений_древности_и_средневековья

                  Можно выделить несколько периодов в развитии технологий вооружения:

      Каменные индустрии - не секрет, что самое первое оружие, как и самые примитивные орудия труда изготавливались из камня.

      История меди и бронзы - после открытия литья, медные изделия составили серьезную конкуренцию каменным.

      История железа - хотя железо и уступало по многим характеристикам меди, его распространенность, а также свойства его сплавов сделали его самым распространенным металлом.

         Защитное вооружение

История доспехов
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_доспехов

Шлемы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шлем_(доспехи)

Щиты
http://ru.wikipedia.org/wiki/Щит

                   Оружие

Холодное оружие
http://ru.wikipedia.org/wiki/Холодное_оружие

Метательное оружие
http://ru.wikipedia.org/wiki/Метательное_оружие

         Животные
Боевые кони
Боевые слоны
Боевые верблюды

         Военная техника
Колесницы

******************************************************************************************************************

0

5

Источник - http://www.rsci.ru/nt-leader/?mode=more&id=182
(сайт указал Sаsh (Клава) в теме Что за монеты и примерная цена? http://forum.violity.kiev.ua/viewtopic. … p;start=15 )

          Популярно об интеллектуальном лидерстве и гуманитарных технологиях. Из истории открытий, изобретений и инноваций
 
                                                                                 Железо.

    Железо дало ремесленнику инструменты такой твердости и остроты, которым не могли противостоять ни камень, ни бронза. Они явились той основой, на которой стали бурно развиваться другие ремесла.

http://www.rsci.ru/images/intel/logo182.bmp

                    http://www.rsci.ru/images/intel/logo182.bmp

    Свободное самородное железо в земной коре, в отличии от меди, почти не встречается. Но оно входит в состав многих минералов и распространено гораздо шире цветных металлов.

    В древности его можно было добывать буквально повсюду - из озерных, болотистых, луговых и других руд. Однако, по сравнению с металлургией меди, металлургия железа является достаточно сложным процессом. Железо плавится при температуре 1539 градусов. Такая высокая температура была совершенно недоступна древним мастерам. Поэтому железо вошло в обиход человека значительно позже меди. Его широкое применение в качестве материала для изготовления оружия и инструментов началось только в 1 тыс. до Р.Х., когда стал известен сыродутный способ восстановления железа (впрочем, некоторые народы научились металлургии железа значительно раньше; например, племена, населявшие территорию современной Армении, умели получать железо из руд уже в начале 3 тыс. до Р.Х.).

    Наиболее распространенные железные руды (магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк) представляют собой либо соединение железа с кислородом (оксид железа), либо гидрат окиси железа. Для того чтобы выделить металлическое железо из этих соединений, необходимо восстановить его - то есть отнять у него кислород. Разумеется, древние мастера не имели понятия о сложных химических процессах, которые происходили при восстановлении железа. Однако, наблюдая за "плавкой" руды, они в конце концов установили несколько важных закономерностей, которые и легли в основу простейших методов производства железа.

    Прежде всего, наши предки заметили, что для получения железа вовсе не обязательно доводить его до температуры плавления. Металлическое железо можно получать и при гораздо меньших температурах, но при этом должно быть больше топлива, чем при выплавке меди, и это топливо должно быть лучшего качества. Необходимо также, чтобы огонь был как можно более "горячим". Все это требовало особого устройства печи и условий плавки.

    Как правило, приступая к "плавке" железа, мастера сначала выкапывали круглую яму, стенки которой изнутри обмазывались толстым слоем глины. С наружной стороны к этой яме подводилось отверстие для нагнетания воздуха. Затем над округлой нижней частью сооружали верхнюю в виде конуса. В качестве топлива использовался древесный уголь. Его засыпали в самый низ печи - в яму. Сверху на него укладывали слоями шихту - измельченную руду и уголь. На самый верх засыпали толстый слой угля. После того как топливо внизу поджигалось, начинался сильный разогрев руды. При этом шла химическая реакция окисления углерода (угля) и восстановления железа. В виде мельчайших лепестков тестообразное железо, которое было в три раза тяжелее шлака, опускалось вниз и оседало в нижней части печи. В результате на дне ямы собирался ком мягкого сварного железа - крица, весом от 1 до 8 кг. Она состояла из мягкого металла с пустотами, заполненными твердыми шлаками. Когда "плавка" заканчивалась, печь разламывали и извлекали из нее крицу.

    Дальнейшая обработка происходила в кузнице, где крицу снова разогревали в горне и обрабатывали ударами молота, чтобы удалить шлак. В металлургии железа ковка на многие века сделалась основным видом обработки металла, а кузнечное дело стало важнейшей отраслью производства. Только после ковки железо приобретало удовлетворительные качества. Чистое железо, впрочем, невозможно использовать из-за его мягкости.

    Хозяйственное значение имел только сплав железа с углеродом. Если полученный металл содержал от 0,3 до 1, 7 % углерода, получалась сталь, то есть железо, которое приобрело новое свойство - способность к закалке. Для этого изготовленный инструмент нагревали докрасна, а затем охлаждали в воде. После закалки он становился очень твердым и приобретал замечательные режущие качества. При естественном притоке воздуха температура в печи поднималась не выше 1000 градусов.

    Уже в древности было замечено, что из той же руды можно получить больше железа и лучшего качества, если в печь искусственно нагнетать воздух с помощью мехов. Меха делались из шкур, снабжались дульцами и приводились в движение вручную. С помощью сопел и мехов в печь нагнетали сырой не подогретый воздух, откуда и пошло название всего процесса. Однако и при этом способе температура могла подниматься только до 1200 градусов, и из руды извлекалось не более половины содержавшегося в ней железа.

    Являясь общедоступным и дешевым материалом, железо очень скоро проникло во все отрасли производства, быта и военного дела и произвело переворот во всех сферах жизни. Железный топор и соха с железным лемехом позволили освоить земледелие тем народам, которым до этого оно было совершенно недоступно.

    Только после распространения железа земледелие у большинства народов превратилось в важнейшую отрасль производства. Железо дало ремесленнику инструменты такой твердости и остроты, которым не могли противостоять ни камень, ни бронза. Они явились той основой, на которой стали бурно развиваться другие ремесла. Эти крупные сдвиги положили конец первобытному обществу. На смену ему пришло более развитое - классовое общество.

Источник:

К.В. Рыжов "100 великих изобретений", М.: Вече, 2000

0

6

**************************************************************************************************************

Статьи на сайте Ильи Куликова http://damask.nm.ru/
http://damask.nm.ru/lib.html
(очень обширный интернетовский сборник статей о дамаскской стали и др.)

**************************************************************************************************************

Пример

Источник - http://damask.nm.ru/Lib/art21.html
(сайт Ильи Куликова - http://damask.nm.ru/ )
               
                                                                МЕЧ ИЗ САТТОН ХУ

     За несколько месяцев до начала Второй мировой войны раскопки безобидного холма в Саттон Ху, что в Вудбридже в Суффолке, обнаружили самую роскошную королевскую гробницу англо-саксонского мира. В этом месте около 627 года был похоронен король Рэдвальд из Восточной Англии. Отправляясь в Валгаллу, он, по германской традиции, лежал в драккаре, окруженный всеми своими сокровищами. Среди предметов искусства со всех концов света, известных в то время, нашли меч, выкованный, без сомнения, в Прирейнском регионе. Его эфес - золотой, инкрустированный гранатами, резко контрастировал с жалкой кучкой ржавчины, в которую превратился клинок. Забытая на долгие годы, только недавно эта ржавчина была исследована с помощью радиографии, что позволило открыть ее структуру, благодаря следам фосфора, сохранившимся несмотря на коррозию. Анализ показал чрезвычайно сложную структуру великолепного оружия. Именно этот клинок Генрих Виаллон решил воссоздать летом 1996 года.

                                                      ДАМАСКИЙ КЛИНОК

    Во "Временах тьмы" практически все мечи представлены выкованными согласно технике дамаска. Эта структура, соответствующая современным понятиям о композитных материалах, позволяет соединять гибкость железа и твердость стали с целью разрешить противоположные предназначения клинка меча: быть достаточно гибким, чтобы не ломаться от удара, и достаточно твердым для достижения необходимой заточки лезвия. К этому добавляется декоративная и магическая функции: кислота, зачерняющая сталь и осветляющая железо, создает на клинке замечательный муаровый узор из линий и завитков. "Магия" заключается в числе 7, которое часто повторяется в структуре дамаска. Меч, воссозданный Генрихом Виаллоном, содержит два различных элемента: дамасскую сердцевину и дополнительного лезвия. Сердцевина состоит из 8 полос дамаска, каждая из которых содержит 7 чередующихся слоев полутвердой стали ХС55 (0,5% углерода) и мягкой стали с никелем 14 NC 11 (0,14% углерода и 3% никеля). Роль никеля, нейтрального к кислоте, заключается в усилении резкости узора. Восемь полос расположены группами по 4 со смещением для того, чтобы узор, состоящий из семи линий и 7 витых узоров, был ассиметричным на каждой плоскости клинка. Эта сверхусовершенствованная структура являлась пиком мастерства в эпоху, когда многие клинки обладали только сердцевиной из двух полос дамаска. Остается дополнительное лезвие, сделанное из слоеного дамаска из 240 слоев твердой стали ХС 65 (0,65 % углерода) и из 14 NC 11, стали, идентичной той, что использовалась в сердцевине.

                                                                   ТЕХНИКА КОВКИ

     Сперва Генрих Виаллон должен был сковать заготовки (сплетенные пластинки стали различных оттенков), соответствующие восьми полосам дамаска. Их гомогенность достигается путем ковки "белой соды" (холодная) с помощью "теста для спайки" (порошок буры). После прокатки (волочения) каждая заготовка скручивается по чередующимся сегментам посредством своеобразного "винтового ключа". Эта операция облегчается ковкостью (податливостью) металла, раскаленного до красна. Теперь полосы (начальные заготовки) спаяны боками по 4 с сохранением узора, после чего две половины сердцевины наконец спаиваются между собой. Изготовление дополнительного лезвия не так сложна, так как оно сковано по технологии "тысяча слоев" (чередование "складывания/пайки/прокатки"). Эта операция повторяется 7 раз. Когда достигнуто необходимое количество слоев (252), заготовка прокатывается в квадрате на длину 130 см. Теперь начинается самая тонкая операция припайки лезвия к сердцевине, которая происходит последоватеьно по секторам. Самый деликатный сектор соответствует закруглению к острию. По окончании этой терпеливой предварительной работы становиться возможным вывести лезвие в форму путем горячей ковки, а не "белой соды", как на предыдущих этапах. Теперь следует пробить центральный дол с помощью двух выпуклых наковален, между которыми в несколько заходов "пропускают" клинок. В течение всей этой стадии очистки (фришевания) необходимы постоянные шлифовки и проявления кислотой, чтобы центровать узор. Когда клинок обретает наконец свою окончательную форму, он опускается в жидкость и полируется перед тем, как быть проявленным с помощью кислоты, для чего, учитывая его солидные размеры, требуется специальная емкость.

                                                                НЕСКОЛЬКО ЦИФР

      Изготовление клинка типа "Саттон Ху" чрезвычайно долгая и сложная операция. Вес необходимого металла очень велик: 9 килограмм стали чтобы в итоге выковать 900-граммовый клинок (начальный вес одной заготовки). девять десятых "потерянного" металла исчезли в процессе многочисленных смешений, необходимых для получения рисунка, а также окислением при высоких температурах во время спайки различных элементов. 250 килограмм кокса понадобилось во время всех ковок (это соответствует может быть 500 килограммам древесного угля, используемого в эпоху высокого средневековья). В конце концов созданию этого шедевра Генрих Виаллон посвятил 200 часов работы, не считая помощи ассистента (Эжен Аланик), порядка 70-ти часов. Сам клинок составляет в длину 800мм, в ширину 55 мм у гарды и 42 мм к острию при толщине от 6 до 3,8 мм. Этот технологический и художественный подвиг является первым во Франции, где ничего подобного не ковалось в течении тысячи лет. Генриху Виаллону удалось достигнуть технического мастерства кузнецов высокого средневековья; ремесленников, имевших статус волшебников и золотых дел мастеров, происходящий из несомненного стратегического значения. Что до отменных клинков из "Времен теней", их производство прекратилось между IX и XI веками. Существовало много гипотез, объясняющих их исчезновение: разрушение центров производства во время набегов викингов на Рейн; слишком высокая стоимость; или же переход к новой технологии ковки, представленной клинками "сэндвич". Тем не менее остановилось не полностью, так как сегодня по крайней мере во Франции существует кузнец, способный их воссоздать.

**************************************************************************************************************

0