Глядя на россыпь клинков с причудливым орнаментом, невольно издаю возглас восхищения. На еще сонном рынке хозяин всего этого сверкающего великолепия распаковывает свои баулы одним из первых. И уже через мгновение возле стола с ножами — несколько поклонников благородных форм закаленной огнем стали. Торговля обещает быть бойкой.
Что ж, лучшего подарка на день рождения приятелю не найти. Будучи не ахти каким знатоком оружейного искусства пытаюсь получить у торговца консультацию:
— Что за товар?
— Не сомневайтесь, качественный. Вот эти ножи (указывает продавец на испещренные витиеватым рисунком клинки внушительных размеров. — Т. Щ. ) дагестанские, эти — златоустские.
— А как насчет документов на ваши шедевры?
— Недоверчивая вы, девушка, — парень постепенно теряет ко мне интерес, переключив внимание на менее дотошных покупателей.
Без сертификата, подтверждающего происхождение и качественные характеристики товара, сделать выбор я так и не рискнула. А вот молодые люди, приценивавшиеся к "дагестанцам", без покупки не ушли. Между тем с этаким котом в мешке запросто можно попасть впросак. Не исключено, что под маркой, к примеру, туристического ножа вам всучат холодное оружие, за незаконное ношение которого грозит административная ответственность (штраф до 155 тысяч рублей).
Клинок в мишуре
Перед Новым годом на одном из минских рынков сотрудники оперативно-поискового подразделения полка ППСМ УВД Миноблисполкома обнаружили целый оружейный арсенал, замаскированный среди вороха елочных игрушек и мишуры. Накануне оперативникам поступила информация: продавец новогодних атрибутов из-под полы торгует "запрещенным" товаром. Экспертиза подтвердила эти предположения. Из 84 изъятых клинков более половины оказались холодным оружием. К сведению, подобный промысел — отнюдь не безобидное занятие. Согласно Уголовному кодексу незаконное изготовление либо сбыт холодного оружия" грозит двумя годами лишения свободы, а в случае рецидива светит на год больше.
Попавшийся на месте преступления коммерсант, как водится, божился, что не знал о законодательных нюансах. Впрочем, незнание закона не освобождает от ответственности. Тем более среди постоянных клиентов "оружейной" палатки были школьники. Нож в руках ребенка — опасная игрушка, и уж этого хозяин торгового места не понимать не мог.
В практике подразделения это не первый случай. Причем подчас на тех же рынках можно встретить не только современный ширпотреб, но и раритеты времен Первой и Второй мировых войн. Зачастую историю в предмет торга превращают "черные копатели". Отобранные у земли ценности, вместо того чтобы украсить музейные экспозиции, попадают сперва на прилавок, а потом — в частные коллекции. В свое время одну такую подпольную точку "накрыли" на славящемся сюрпризами "поле чудес" в Ждановичах. Ее хозяин специализировался на немецких штык-ножах. Тогда охотнику за оружием удалось скрыться от правосудия. Однако ненадолго. Очень скоро следы беглеца обнаружились на гродненском рынке. И на сей раз ему пришлось ответить, как говорится, по всей строгости закона.
У старшего оперуполномоченного Вячеслава Жевняка, раскрывшего не одно аналогичное преступление, глаз на холодное оружие наметан. Опасный клинок от, допустим, разделочного ножа, пусть и похожего на собрата как две капли воды, профессионал отличит за доли секунды. И все же последнее слово за экспертами, вердикт которых основывается на множестве критериев.
Как проверялась сталь
Лаборатория 5-го управления Государственного экспертно-криминалистического центра (ГЭКЦ), в которой исследуются ножи, кинжалы, кортики и т. д., напоминает мастерскую ювелира — столько тут сложных и сверхточных приборов. Перед тем как отнести испытуемый образец к тому или иному классу, его подвергают неимоверным экзекуциям. Выдерживают экзамен лишь самые выносливые, как кремень, клинки. "Кремни" и получают статус холодного оружия.
В опытных руках старшего эксперта управления Захара Канапацкого угрожающих размеров нож.
— Натуральное орудие убийства, — не сомневаюсь в исходе испытаний.
— Не спешите с выводами, — охлаждает мой пыл специалист.
Первым делом Захар Ибрагимович пускает в ход штангенциркуль и микрометр, чтобы измерить длину и толщину клинка. У холодного оружия эти параметры должны быть не менее 90 мм и 2,4 мм соответственно. Приборы выдают результат: 152 мм и 2,9 мм. С помощью транспортира эксперт определяет угол схождения лезвия и обуха — 48 градусов (норма — не больше 70). А вот тест на твердость (минимум 25 роквелл) клинок не проходит. Алмазная головка твердомера вбуравливается в металл, и чувствительная техника фиксирует всего 21 роквелл. Затем сталь зажимается тисками устройства — индикатора прочности и упругости. У хорошо закаленных экземпляров клинок не должен отгибаться более чем на 9 мм. "Подопытный" дает куда больший крен. Далее — черед измерения "убойной силы" на имитаторе мышечной ткани. Порог — 20 мм. Опять провал. Итак, наш клинок, несмотря на устрашающий внешний вид, к семейству холодного оружия не принадлежит.
По классификации криминалистов существуют ножи для выживания, охотничьи, боевые, разделочные, туристические. У каждого вида свои особенности. Впрочем, неспециалисту порой в нюансах разобраться трудно, чем и пользуются нечистые на руку продавцы колюще-режущего товара. Скажем, охотничий нож, утверждают эксперты, — априори холодное оружие. Увы, на всевозможных "полях чудес" за такой клинок могут выдать нож-двойник, похожий на охотничий по образу и подобию, но проигрывающий оригиналу, скажем, в твердости. Расчет прост: не таскает же с собой покупатель твердомер и микрометр. Для сведения: на большинстве охотничьих ножей на рукояти имеются подпальцевые выемки и упор (ограничитель), не дающий руке скользить, когда наносится удар. Исключением являются финские охотничьи ножи (прозванные в уголовной среде финками). Бочкообразная форма рукояти позволяет вгонять клинок в плоть зверя и без дополнительных защитных элементов. Конструкция простая и удобная — копируется любым мало-мальски умелым кустарем. Поэтому в свое время "финки" и пользовались такой популярностью у "джентльменов удачи".
Нож, предназначенный для выживания, трудно спутать с чем-то иным. Рукоять у ножа-спасателя (как и у "финки" — в форме цилиндра) полая. В ней запросто умещаются спички, лекарства, лески и прочие необходимые в экстремальной ситуации мелочи.
Наиболее серьезное оружие — боевые ножи, которые находятся на вооружении военных и спецслужб и к свободной продаже (на заметку потребителям) запрещены.
"Сабер" не путайте с "Себером"
Основная масса клинков-"нелегалов", которыми завалены рынки, — дешевые азиатские подделки под продукцию известных американских фирм "Сабер" и "Ка-Бар" (отличие — фирменными ножами можно даже бриться, двойники куда тупее), доставленные оптом с Черкизовского рынка. Специалисты советуют внимательнее смотреть на логотипы, выгравированные на стали или высеченные на рукояти. Одна буква — "Себер" вместо "Сабер", — а разница огромная. Впрочем, нужно понимать, что за копейки стоящий клинок не купишь.
Вообще же, что касается продажи и покупки холодного оружия, спрос и предложение в данном случае регулируется особыми правилами. По словам начальника отдела лицензионно-разрешительной работы управления профилактики МВД Владимира Шеина, на законных основаниях холодным оружием торгуют специализированные магазины, у которых имеется лицензия на этот вид деятельности и сертификат соответствия на товар (сертификационные испытания проводятся в ГЭКЦ). Причем приобрести такое оружие может только обладатель удостоверения охотника и специального разрешения, выданного органами внутренних дел.
Человека с неустойчивой психикой опасный нож в кармане может спровоцировать на любое безумство. И, увы, факты игнорирования перечисленных норм не единичны. Эксперты ГЭКЦ в год проводят около 100 экспертиз по конкретным уголовным делам. Основание для уголовного преследования в большинстве случаев — незаконный оборот холодного оружия. Во второй категории дел клинки фигурируют в качестве орудия преступления. Кстати, наряду с ножами экспертам частенько приходится исследовать и прочие "подручные" средства, скажем, предметы кухонной утвари: иные горячие головы чуть что — хватаются за сковородки и ухваты.
Интереснее всего работать с эксклюзивными экземплярами, делится профессиональными секретами Захар Канапацкий. В позапрошлом году к экспертам попала коллекция из 84 предметов, конфискованная у "черных землекопов". Вместе с ножами, кортиками и штыками (в основном времен Первой мировой войны) в тайнике "археологов" хранился и топор XII века. Для того чтобы выдать экспертное заключение, специалистам пришлось перевернуть гору литературы, в том числе и зарубежной. Сталь — особый сплав, который способен веками хранить секреты старинных мастеров. На изучение этих удивительных тайн у профессионалов уходит целая жизнь.
Отличительные признаки холодного оружия
Длина клинка — более 90 мм
Толщина клинка — более 2,4 мм
Угол схождения лезвия и обуха — не более 70 градусов
Твердость стали — минимум 25 роквелл
Крен клинка — не более 9 мм
Глубина проникновения клинка — не менее 20 мм
Татьяна ЩЕДРЕНОК
(c) tut.by