Рубль 1704 года на ефимке с признаком 1655.
Русская монетная система, приведённая в порядок Петром Великим, сохранила для нас множество прекрасных и редких памятников денежного производства. Одним из таких редчайших, исторических памятников начало XVIII века, является рубль 1704 года отчеканенный на ефимке с признаком 1655. Сами по себе "ефимки" - есть контермаркированные в Москве 1655 году талеры (почти со всей Европы), ставшие на несколько лет русской монетой специального назначения. [1]. История обращения русского ефимка как монеты заканчивается его отозванием из обращения последовавшим в 1659 году. [2].
С наступлением второго периода (начало XVIII в. по 1917 г.) производства и обращения русских монет, т.е. монеты регулярного чекана правильной формы с указанием правителя, датировки и номинала в России появились полноценные по лигатуре и эстетично оформленные монеты банковского номинала. [3].
Российская промышленность очень долго не могла поставить на службу своему монетному делу отечественную добычу драгоценных металлов. И при массовой выделке части серебряных рублей и полтин с 1704 года впервые (за исключением 1654 года) стали использоваться для их перечеканки западноевропейские талеры и полуталеры. [4]. Но, если перечеканенные рубли образца 1704 года со следами талеров - явление обычное, то рублёвики отчеканенные на ефимках с признаком 1655 явление чрезвычайно редкое, так как известно только два подлинных экземпляра. Кстати, эти два экземпляра по праву относятся к уникальной категории монет, так как дважды перевоплощались из нерусских монет в русские. Первый раз, когда будучи ещё талерами, в 1655 году (в ходе полученных надчеканов на московском монетном дворе) превратились в русские ефимки с признаком, но в 1659 году после отзыва ефимков из обращения специальным Указом, они снова прешли в ранг талеров. Второй раз перевоплощение произошло в 1704 году когда эти экс-ефимки на московском монетном дворе попали под печатный станок в качестве монетных кружков для чеканки первых рублёвиков царя Петра Алексеевича.
Изображение первого экземпляра из фондов Эрмитажа, приводится в книге И. Г. Спасского под названием "Русские ефимки" (ил. 1). Иллюстрации второго экземпляра (из коллекции автора) приводятся так же в данной заметке (ил. 2.) до профессиональной чистки и (ил. 2А.) после, где на реверсе под словом "монета" сохранился глубоко вбитый след от надчеканки годового штампа 1655, а в районе хвоста и лапы держащей державу остался круговой след от ефимочного штемпеля. Так же, удалось отыскать ефимок с признаком 1655 года именно с этим же годовым надчеканом (ил. 3.), характерной особенностью которого является угловатая закраина (в правом нижнем углу) глубоко вбитая в талер.
Рассматриваемый рублёвик 1704 года, так же имеет следы разрыва монетного кружка, что является характерным спутником для многих ефимков с признаками. Диаметр монеты равен 45 мм. а вес её составляет 27,99гр.
При сравнении между собой обоих рублёвиков представленных здесь, видно, что остатки от ефимочных надчеканов находятся на реверсных сторонах. И в частности остатки от годового штампа 1655 расположены на одинаковых местах, т.е. в районе головы и крыла гербового орла. Возможно это простое совпадение, а возможно и то, что при производстве рублёвиков 1704 года из ефимков 1655 года, выдерживался особый регламент постановки ефимка на нижний штемпель печатного станка. То есть, ефимок подкладывали между рублёвыми штемпелями так, что бы ефимочные надчеканы приходились бы только с реверсной стороны рублёвиков. Не исключено, что такое устойчивое действие могло приследовать чисто эстетические цели, что бы следы от глубоко вбивщихся ефимочных надчеканов не портили бы аверсную сторону, на которой традиционно помещался портрет царя Петра Алексеевича.
Дополнительным подтверждением исключительной редкости рублёвика 1704 года на ефимке с признаком 1655, является и тот факт, что аналог данной монеты отсутствовал в собрании Великого князя Георгия Михайловича, и так же отсутствует в собрании отдела нумизматики Государственного Исторического музея.
В завершение данной темы, хотелось бы ещё донести до уважаемых читателей, что известны неоднократные попытки продаж, через авторитетные аукционы, современных подделок (не самого плохого качества) для обмана коллекционеров. Один из таких фальшивых экземпляров рублёвика 1704 года на ефимке, как яркий пример "творчества" неугомонных фальсификаторов приведён на (ил. 4). Не удивительно, что при фабрикации этого "творчества" монетным кружком послужил талер с фальшивыми же ефимочными надчеканами. Это видно даже по неправильному расположению годового штампа под ногами ездеца. Тогда как, на подлинных ефимках изготовленных на монетном дворе, оттиск годового штампа 1655 по регламенту должен был наносится именно над головой царя-всадника.
Темираев Казбек Муратович.
Литература:
1. И.Г.Спасский. /Русские ефимки/. Новосибирск/. 1988. С.5.
2. Там же. С.22.
3. В.В.Уздеников./Монеты России 1700 - 1917г.г. / М. 1994г. С.5.
4. А.И.Юхт. /Российские монеты от Петра Великого до Александра I/. М. 1994г. С.23.