Счастливого плавания!
Людмила ПРИХОДЬКО, фото автора
Белорусские ученые в очередной раз отправляются в дальний поход.
Официальный старт международной водной экспедиции проекта «Реконструкции транспортных технологий прошлого» из разряда практической археологии состоится 28 июня 2005 года в Гданьске
Ходить маршрутами предков ученые-историки начали в 2000 году, тогда за одну навигацию интернациональная команда из пятнадцати человек прошла основной участок древнейшего пути из варяг в греки: от Балтийского моря до Киева. Для этого на Украине построили натурную копию древнерусской ладьи «Княгиня Ольга» с парусом и веслами.
В 2002-м состоялся поход «Богун», который повторял маршрут перехода запорожских казаков на Кубань в конце XVIII века. Ученые совершили этот переход на копии реального исторического судна знаменитой казацкой «чайки». За спиной остался маршрут Киев – Херсон – Очаков – Севастополь – Керчь – Тамань. За два месяца пути было преодолено более двух тысяч километров.
В 2003 году пройден Великий шелковый путь длиной в 2.500 километров по территории Украины, России, Казахстана и Туркменистана. И для этой экспедиции был построен свой корабль – модель древнерусской ладьи «Сварог» (это драккар – типичный боевой корабль).
Международная научно-исследовательская экспедиция «Янтарный путь – 2004» – событие, которое можно назвать исключительным в научном мире. Эта экспедиция незаметно для самих участников вышла за рамки нормального эксперимента и переросла без преувеличения в научный подвиг.
Польские историки нашли документальное подтверждение тому, что этим путем по маршруту из Пинска до Варшавы подобное «Сварогу» плавсредство прошло 525 лет назад. Следовательно, практически пять сотен лет дорога была забытым торговым путем.
В прошлом году, решив пойти по Янтарному пути, имея при этом минимум информации о его судоходности, реальной гидрологической ситуации (поскольку таких данных не имела польская сторона, да и наши архивы не могли дать точных цифр о том, что ждет команду, в частности, на Западном Буге) ученые, как оказалось, сильно рисковали.
Энтузиасты прошли по Днепру, Припяти, Пине, Днепро-Бугскому каналу, Мухавцу, Западному Бугу, Висле, дошли до Балтики. Экипаж составляли пятнадцать человек, но в ходе экспедиции его состав несколько раз менялся. Как и в предыдущие походы, наполовину он состоял из бывалых моряков. Планировалось, что сразу же после Бреста на борт судна сядут поляки. Ожидалось и появление обещанного яхтенного сопровождения, но как выяснилось уже потом, поляки не предполагали, что «Сварог» все-таки дойдет до их рубежей.
Самым тяжелым и почти непроходимым для экипажа оказался Буг. Река сильно обмелела, и как оказалось, именно в июле и августе вода спадает, а при осадке судна (глубине погружения до 50 – 70 сантиметров), пройти по обмелевшей до 35 – 40 сантиметров воде, было невероятно сложно. Западный Буг очень непредсказуем, здесь нарушаются все известные правила навигации.
На Буге все совершенно иначе. Догадаться, например, где глубина, а где мель, было почти невозможно. Смотришь, вроде как понятно, начинаешь туда плыть и сразу садишься на мель. Этих мелей на пути экипажа за время прохождения Буга было около пяти сотен. Столько же раз команде приходилось спрыгивать за борт для того, чтобы буквально вручную стаскивать корабль. Начиналось движение в пять утра, а заканчивалось в девять вечера, так как за день более пятидесяти раз приходилось прыгать за борт. Плюс к этому прибавились проливные дожди, но, несмотря на это, все равно приходилось прыгать за борт в ледяную воду и толкать судно, но обратной дороги уже не было...
Наконец-то корабль дошел до Варшавы, а затем и до Гданьска – конечного пункта экспедиции.
Сейчас «Сварог» стоит в морском музее, но уже 25 июня он будет спущен на воду для участия в проекте под кодовым названием «Янтарный путь – 2».
По прошествии трех суток, а именно столько времени нужно для того, чтобы корпус судна намок и обрел походную форму. От белорусской стороны в экипаж включены два минчанина: Сергей Тарасов – заведующий отделом археологии средневекового периода Института истории Национальной академии наук Беларуси, Андрей Киштымов – старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси.
Нынешняя экспедиция расширила географию участников: поляки и литовцы также изъявили желание присоединиться к проекту. Таким образом, в составе экипажа будет двадцать человек.
Они-то и должны будут преодолеть воды Балтики по пути к Калининграду, затем добраться до Клайпеды, дойти до устья Немана, вверх по его течению дойти до Гродно, где судно будет погружено на платформу и перевезено в Брест. Затем его ожидает спуск на воду и маршрут: Кобрин – Днепро-Бугский канал – Пина – Припять – Днепр и финиш-парад в Киеве.
– Годы экспедиций дали возможность сделать не только научные открытия, – говорит Сергей Тарасов, – но и принять ряд решений о том, что системы Припяти и других малых рек пригодны для водного туризма. А полученная в ходе эксперимента видео- и фотоинформация подтверждает, что сегодня этот потенциал практически не используется.
Мы ходим этими маршрутами не только для того, чтобы испытать себя, хотя, конечно, моделирование исторических технологий – это очень интересная и перспективная отрасль науки, но еще и для того, чтобы показать и доказать, что водные пути, которые связывали наши народы и страны, до сих пор остаются таковыми.
Они могут принести огромную пользу странам, которые в них участвуют: Украине, Беларуси, России, Польше, Литве и Латвии. В XIX веке эти водные пути были основными для Европы. Подобными экспедициями мы еще раз хотим привлечь внимание общественности, государственных структур к тому, что эти голубые артерии до сих пор могут дать дополнительный импульс нашим экономикам, научным и культурным связям.
Справка «МК»
Янтарный путь – западное ответвление древнего пути из варяг в греки с европейского севера в Средиземноморье. Действовал примерно с конца VIII – IX века и по XIII век, время самого активного движения по этой торговой трассе средневековья. Везли по нему купцы не только янтарь (хотя его было огромное количество), но и в большом количестве руду, зерно, дерево, мех, пеньку…