Осторожно, Ефимок! или Ефимки с Призраком.
В разные периоды времени внимание отечественных и зарубежных нумизматов к русским ефимкам с признаком 1655 года было неодинаковым. И только во второй половине ХХ века, с появлением в научном и нумизматическом обороте работ Ивана Георгиевича Спасского [1] и других авторов, посвящённых этой категории надчеканенных талеров, ставших в 1655 – 1659 годах русскими монетами специального назначения, интерес коллекционеров к этим гибридным монетам вырос многократно. А с появлением возможности покупать и продавать различный нумизматический материал на очных аукционах или дистанционно на многочисленных международных интернет-ресурсах, этот процесс стал доступным для всех желающих, располагающих достаточными финансовыми средствами.
Естественно, редких монет на всех желающих не хватит никогда, и, как это обычно бывает в таких случаях, спрос порождает самые разные предложения. К сожалению, наряду с подлинными ефимками, количество которых, даже с учётом новых находок, увеличилось весьма незначительно, на разных торговых площадках всё чаще предлагают к продаже ефимки с поддельными надчеканами самого разного исполнения, от примитивных до весьма искусных. И, если примитивные подделки позиционируются обычно только в самых нижних сегментах нумизматического рынка, высококачественные подделки всё чаще выставляются и на серьёзных аукционах. При этом продавцы часто сами не подозревают, что в предлагаемом ими ассортименте оказались не совсем настоящие предметы, распознать которые не так-то просто. Тем более – сразу. Тем самым всевозможные торговые и нумизматические ресурсы становятся вольными или невольными распространителями фальшивых раритетов, среди которых поддельные ефимки занимают особое место. Чаще всего, ефимки с поддельными «саморезными» надчеканами, сделанными вручную клеймами с множеством отклонений от оригинала, легко распознаются специалистами и, в общем, не представляют особой угрозы для коллекционеров и других любителей русской нумизматики XVII века. Тем не менее, периодически встречаются талеры с более или менее удачно сфабрикованными круглыми надчеканами. Действительно, качество исполнения изображения царя-наездника на этих фальшивых клеймах достаточно высокое – см. илл. 1 и 2. Если бы не ошибка, допущенная фальсификаторами в рисунке бусового ободка, то отличить эти изделия от выполненных подлинным инструментом было бы очень сложно. К счастью, автор поддельного клейма, оттиск которого остался на испорченном им талере (илл. 1), вместо правильных сорока восьми бусинок [2] изобразил только 47. На другом поддельном клейме (илл. 2) вместо тех же сорока восьми оказалось 49 бусинок, то есть на одну больше регламентированного. Вполне ожидаемо, что тот же талантливый, но не очень внимательный, изготовитель поддельных клейм мог на другом штемпеле правильно вырезать нужное количество бусинок в ободке вокруг изображения царя-наездника.
Кроме описанных выше поддельных ефимков с оттисками саморезных клейм, существуют более сложные в определении подделки с надчеканами, нанесёнными скопированными через слепки штемпелями. Подобные «ефимки» нередко становятся источником лёгкой наживы для непорядочных людей, фабрикующих и сбывающих эти предметы (средняя цена использованных для фальсификации талеров составляет около 200 долларов, а обычная стоимость подлинного ефимка – около 2000 долларов, то есть нажива составляет до 1000%). Более того, не очень редки случаи, когда изображения таких «ефимков» с поддельными надчеканами наравне с фотографиями несомненно подлинных экземпляров попадают из-за недосмотра или недостаточной компетентности авторов, в публикации и каталоги авторитетных нумизматов. [3].
В представленной публикации вниманию уважаемых читателей предлагается целая группа ефимков с поддельными надчеканами, то есть с «призраком» вместо «признака».
Эта категория фальсифицированных «ефимков» условно называется "фуксовская группа", поскольку большая часть их происходит из знаменитого собрания крупного немецкого коллекционера Вилли Фукса. Так же эту группу объединяет то, что надчеканы пересекаются между собой в разных комбинациях на разных «ефимках» и «полуефимках», что указывает на то, что они сфабрикованы в одной и той же фальшивомонетной мастерской.
Для нанесения фальшивых надчеканов «фуксовской группы» чаще всего использовались пять «ефимочных» штемпелей (см. илл. А, Б, В, Г, Д) и шесть «годовых» штампов (см. илл. а, б, в, г, д, е), где "д" и "е" имеют большое сходство, но тем не менее являются оттисками двух разных инструментов. Интересно, что среди известных ефимков из клада Киево-Печёрской лавры, обнаруженного в 1899 году, (и являющиеся для нас как несомненные образцы подлинных ефимков) не было ни одного ефимка с надчеканами, аналогичными «фуксовской группе». [4]. Так же не было там ни одного ефимка с двойным надчеканом годового штампа или же круглого штемпеля; наоборот, в составе клада находились три ефимка с отсутствующим оттиском годового штампа. [5].
В рассматриваемой «фуксовской группе» латинская буква «F» в нижнем левом углу означает, что этот экземпляр исходит из коллекции Вилли Фукса. Также не исключено, что монеты, не имеющие такого обозначения, тоже могли находиться в его собрании.
Цифра в верхнем левом углу – означает порядковый номер (всегда чёрного цвета).
Цифра в верхнем правом углу – означает порядковый номер годового штампа, а цвет номера – подчёркивает единый типаж.
То есть, к примеру, если все номера одного цвета в верхнем правом углу – это означает, что все годовые штампы идентичны и относятся к указанному типу.
Цифра в нижнем правом углу – означает порядковый номер ефимочного штемпеля, а буква «А» (в сочетании с некоторыми из них) указывает на заметное отличие в форме закраин. Цвет порядкового номера – подчёркивает единый тип фальшивого надчекана. Как мне видится, по цвету будет легче искать надчеканы, относящиеся к тому или иному типу.
Некоторые экземпляры ефимков из рассматриваемой «фуксовской группы» были известны ещё с первой четверти XX столетия. Известны случаи и более раннего появления «изделий» с качественными поддельными надчеканами, сделанными для обмана коллекционеров. Здесь нужно упомянуть и о золотой пластинке с четырьмя годовыми штампами из фондов Государственного Эрмитажа [6], а также об аналогичной серебряной пластинке, но с двумя штампами, находящейся с 1868 года в музее города Дрездена. [7].
В целом мнение Спасского по поводу появления столь ранних образцов фальшивых ефимочных штемпелей и годовых штампов отражено в предлагаемой цитате: «По всей вероятности, штемпели были воспроизведены посредством гальванопластинки, или каким-либо иным способом» [8].
Конечно, используя метод гальванопластинки, возможно воспроизвести точное изображение копируемого штемпеля, но твёрдость ударной части поддельного инструмента будет недостаточной ввиду мягкости самой гальванопластины, вследствие чего оттиски поддельных клейм будут менее чёткими и смазанными.
В данном случае нельзя исключать, что в середине XIX столетия для изготовления поддельных штемпелей могли применить метод изготовления керамических слепков с подлинных ефимочных надчеканов.
После снятия слепков с ефимочных надчеканов и соответствующей термической обработки могут получаться пластинки толщиной и габаритами равные глубине подлинных надчеканов, с которых снимали слепки.
С учётом того, что керамика достаточно твёрдый, но при этом и хрупкий материал, оттиски поддельных клейм переносились на талеры, вероятнее всего, методом вдавливания, а не чекана. При этом было важно, что бы диаметр прикрепляемого цилиндрического стержня (на илл. 3. чёрным цветом), соответствовал диаметру керамической пластины с рельефом ездеца (на илл. 3. синим цветом). Или чуть больше, но никак не меньше, чтобы у хрупкой керамической пластины не отломались края. И вот этот чуть большего диаметра цилиндр образовывал угол с рабочей поверхностью плаcтины, который иногда оставлял ступенчатый след на талере по кромке годового штампа или круглого штемпеля (на илл. 3. на этот угол указывает красная стрелка). На некоторых "ефимках" из фуксовской группы [9] (илл. 4) и "полуефимках" второй категории [10] (илл. 9) из эрмитажного фонда №15562, эти ступенчатые следы просматриваются достаточно хорошо.
Как видно из иллюстрации подлинного штемпеля XVII столетия (илл. 5), острому углу создающему ступенчатый след по кромке – просто неоткуда взяться!
Есть и другие устойчивые признаки (как на круглых, так и на годовых оттисках) позволяющие привязывать их к определённой разновидности фальшивых надчеканов. Например, легко распознаётся разновидность оттиска фальшивого круглого надчекана (илл. А. зелёного цвета) за счёт особых линий над копытами задних ног и специфической выпуклой линией над головой коня. Для примера см. на порядковые номера зелённого цвета в правом нижнем углу на приведённых ниже иллюстрациях поддельных «ефимков».
Но если для «фуксовской группы», которая является продуктом фальсификаторов прошлого столетия, имеются устойчивые признаки, позволяющие определять их надчеканы, как поддельные, то некоторые современные высококачественные надчеканы, изготовленные с применением новейших технологий, в том числе с применением последующего искусственного состаривания свеженадчеканеных мест на талере, – оставляют не очень много шансов распознать их, как поддельные, даже весьма опытным нумизматам. По оценкам некоторых специалистов, на современном этапе более половины ефимков с признаком, предлагаемых к продаже на международных и отечественных аукционах, являются высокачественными подделками, изготовленными для обмана коллекционеров.
Литература:
1. И.Г.Спасский. /Талеры в русском денежном обращении 1654-1659 годов./ Л. 1960 г.
2. К.М.Темираев. /Осторожно, ефимок! или ефимки с призраком./ Пермь. 2015 г. С. 21.
3. И.Г.Спасский. /Русские ефимки./ Н. 1988 г. № № 367, 370, 424, 536, 663, 1111, 1224, 1225, 1512 и т.д.
4. Там же. №№ 99, 291, 353, 369, 715, 843, 957, 1033, 1094 и т.д.
5. Там же. №№ 229, 1210, 1384.
6. Cм. 1. C. 7. Табл. XXIV.
7. Там же. С. 7.
8. Там же.
9. См. 2. С. 35.
10. Там же. С. 25.
Темираев Казбек. 2015г.