Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ.
Пользовательского поиска
Сделать стартовой

Литовский кладоискатель-ФОРУМ ВКЛ. Lietuvos lobiu ieskotojas - LDK FORUMAS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Знаки на камнях

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Знаки на камнях

************************************************************************************************

http://anomalia.narod.ru/text/464.htm

                                                          Следы языческих времен?

      Еще в прошлом столетии, когда возрос интерес к краеведению и сбору древностей, в императорские Археологическую комиссию, Академию художеств, Археологическое общество и другие подобные учреждения России поступали сообщения о различных исторических памятниках, находимых населением: курганах, жальниках, древних городищах, кладах, каменных изваяниях и т. п.

      Попадались известия и о камнях со странными знаками, неизвестно кем, когда и зачем высеченными на них. Так, например, в Академию художеств однажды поступило сообщение священника села Хитицы Осташковского уезда Андрея Дюкова о большом камне, на котором выбиты крест, лосиный рог и медвежья лапа. В этом же уезде, вблизи деревни Замошье, один крестьянин в 1880 г. нашел валун с изображениями "наподобие кочережек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов".

      Даже знаменитый историк Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" счел необходимым упомянуть подобные камни: "Памятником каменосечного искусства древних славян остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч."'. Естественно, что известия о валунах с изображениями неясного значения стали по- являться и в краеведческой литературе, в трудах археологических обществ и съездов.

      Наиболее примечательны в этом отношении изданные работы Н. А. Янчука (1889 г.), Ф. В. Покровского (1893, 1895 гг.), Е. Романова (1898 г.), Ф. А. Ущакова (1898 г.), В. Плетнева (1903 г.) и других авторов. Однако поступающие от местного населения сведения о камнях с загадочными знаками, которые нередко назывались "божественными", почти никогда не проверялись исследователями на местах.

      Одним из первых отечественных краеве- ' дов, у кого возникла идея собирать такие валуны, был декабрист, поэт и публицист Ф. Н. Глинка, сосланный в 1830'г. в Тверскую губернию. В своем имении Кузнецово Бежецкого уезда он создал нечто вроде музея под открытым небом. В парке около усадьбы постепенно накапливались камни, так или иначе заинтересовавшие ее хозяина.

      Среди них попадались экземпляры с изображениями как естественного, природного, так и искусственного происхождения. Большую часть свой коллекции Ф. Н. Глинка описал в статье "Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде", опубликованной в первом томе "Русского исторического сборника" за 1837 г.

      Вот как он обрисовал один из "странных" валунов: "...черный камень небольшой в объеме, но весьма тяжеловесный, обвит весь разнообразно как бы тесьмою или лентою, на нем же выпукло изсеченною. На одном конце этого камня явственно изсечена стопа как бы обутого человека (ибо виден каблук и след); на другом, противоположном: узел с раскинутыми концами. Средина вся опутана часто пресекающимися выпуклыми линиями. Весь камень имеет вид спеленатой мумии"'.

      Несколько таких камней Ф. Н. Глинка передал в Тверской музей. К сожалению, они пропали (по-видимому, в годы Великой Отечественной войны) и дальнейшая судьба их неизвестна. Известия о находках валунов с выбитыми на них следами птиц, зверей и человека, "отпечатками" рук и подков, крестами различных типов, углублениями в виде чаш, точек и других непонятных знаков продолжали удивлять историков и краеведов. Никто не мог точно сказать, какое назначение имели камни, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было.

      Чаще всего на отдельных валунах, попадавшихся в самых неожиданных местах, встречались выбитые следы человеческих ног. В одних случаях местные жители называли их "чертовыми следами", "следами дьявола" и т. п., в других - "божьими ножками", "следами Христовыми", "стопами богородицы". Если первые пользовались дурной славой и населением всегда обходились, то последние были в почете. Считалось, что вода из "божьих следков" является целебной, помогает излечивать от болезней.

      В Х1Х в., а кое-где и в наше время этнографами и краеведами наблюдались обряды, в которых не последнее место занимали своеобразные приношения камням: лепешки, яйца, шерсть, деньги и др. Камни со следами находили не только в России, но и далеко за ее пределами.

      В 1907 г. в Варшаве была издана книга Максимилиана Баруха "Божьи стопки", в которой собраны сведения, включая предания и легенды, о высеченных на камнях человеческих стопах в различных странах. Спустя двадцать лет после выхода в свет книги М. Баруха к вопросу о загадочных валунах в Белоруссии обратился М. Мялешка в статье', сообщавшей об изображениях подков, сабли, пистолета, молотка, ножниц и т. п. предметов на камнях. Но са- мым распространенным изображением на территории Белоруссии была опять-таки человеческая стопа!

      В 1957 г. в Вильнюсе издается на литовском языке книга замечательного краеведа П. Т. Тарасенки "Следы на камнях" - о легендарных валунах Литвы, среди которых, конечно, выделяются и камни со стопами.

      На территории РСФСР поискам и изучению валунов с изображениями положил начало ныне хорошо известный краевед С. Н. Ильин. Первый такой камень с крестом, вилообразным знаком и углублением в виде стопы он осмотрел в 1945 г. близ деревни Новая в Калининской области.

      Затем, используя данные дореволюционных краеведческих трудов, информацию и помощь местного населения, Ильин отыскал и описал в Ленинградской, Новгородской, Калининской, Псковской, Вологодской, Смоленской областях свыше 25 валунов различными знаками и рисунками. Он же предложил для таких камней название - следовики, которое прочно вошло в научную и популярную литературу.

      К сожалению, основные работы С. Н. Ильина - "Камниследовики" в верховьях Волги и Западной Двины" и "Камни-следовики" - остались неизданными. Правда, свои догадки о назначении следовиков краевед изложил в ряде газетных статей и заметок, а также в интервью, опубликованном в газете "Социалистическая индустрия" от 23 апреля 1983 г. Предположение Ильина сводится к тому, что камни с высеченными изображениями использовались как знаки собственности на ту или иную территорию, то есть являлись порубежными вехами.

     Однако в 1965 г. советский историк А.А. Формозов обратил внимание на то, что поклонение камням со следами было распространено еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют мифы и легенды народов многих стран. А поэтому следовики нельзя рассматривать как пограничные камни. Их первоначальный смысл, очевидно, был иной'.

     Никак, например, не увязывается со знаком территориальной собственности углубление в виде следа, с одинаковым успехом приписываемого и Адаму, и Будде, и Шиве, и богу Саману, с давних времен существующее на пике Адама в Шри-Ланке. То же самое можно сказать и о "стопе Будды" на Мандалайском холме в Бирме, "отпечатках ступней Христа" в Иерусалиме . д.

     Но если первоначальное назначение следовиков состояло не в служении указателями собственности на территорию, то в чем же? Мало кто знает, что недалеко от знаменитого храма Кааба в Мекке, где арабы поклоняются своему высшему божественному символу - священному Черному камню, лежит белый валун с углублением, похожим на человеческий след, который тоже служит объектом поклонений. Согласно легенде, на камне стоял сам Авраам (Ибрагим)', влявшийся праотцом не только всех евреев, но и арабов. Француз Пьер Доминик Гзсо, рассказывая в книге "Священный лес" о путешествии в 1953 г. по африканской Гвинее, упоминает об имеющемся на холме близ деревни Тувелеу следе ноги на камне, который местные жители считают принадлежавшем своему предку Око - основателю Тувелеу. Такая связь изображений следов на камнях с каким-либо обожествленным мифическим или реальным предком прослеживается во многих случаях.

      Одно из самых ранних упоминаний о следовидном углублении в скале относится к У в. до н. э. В своей "Истории" древнегреческий ученый Геродот, описывая странствия по Скифии, сообщал: "В скале у реки Тираса местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в 2 локтя. Таков этот след"'. Заметим: Геракл, согласно мифологии, тоже был родоначальником. По поверьям мордвы, следы на камнях оставляло главное божество - Анге-патяй, мать всех прочих богов, когда сходила с неба на землю .

      В легенде об основании Хетага, приведенной Джантемиром Шанаевым в "Сборнике сведений о кавказских горцах" (1870 г.), говорится о большом белом камне со следовидным углублением, оставленным Хетагом - основателем одноименного аула, предком хетагуровцев. Русский историк и фольклорист А.Н.Афанасьев в свое время отмечал, что "нога, которая приближает человека к предмету его желаний, обувь, которою он при этом ступает, и след, оставленный им на дороге, играют весьма значительную роль в народной символике".

      Он указывал, что в народных гаданиях и приметах нога и обувь вещают о выходе из о т е ч е с к о г о (выделено мною. - И. М.) дома..."'. В 1983 г. автором этих строк совместно с В. С. Макарцевым обследовался валун с "божьим следом" (вода из него, по преданию, излечивает зубную боль) недалеко от деревни Медведево Бологовского района (Калининская область).

      Полагаю, что не случайно возвышенность, где находится этот камень, местное население называет Домашней горой. На некоторых следовиках помимо стопы человека встречаются изображения мужских и женских символов плодородия, занимавших важное место в обычаях и верованиях древних народов. Иногда подобные символы выбивались на камнях и отдельно. Все это заставляет видеть в следовиках памятники глубокой старины, относящиеся к довольно распространенному у первобытных людей культу предков. Принося жертву камню с высеченной на нем стопой, люди просили удачной охоты, хорошего урожая, избавления от болезней.

      Со временем обожествленных предков заменяли другие божества, чьи образы могли воплощаться в тех же стопах, высеченных в камне. Проходили века, но следовики оставались обьектами культа. С насаждением на Руси христианства церковники стали приспосабливать языческие атрибуты к своим нуждам. Вот почему следовики можно до сих пор видеть кое-где в костелах, часовнях и церквах, вот почему они получали названия "следов Христовых", "стоп богородицы" и т. п. Со следовиками связано много загадок.

      Почему, например, в одних случаях высекались малые (детские) стопы, а в других - большие, чуть ли не гигантские следы? Почему, скажем, изображались следы как пятипалые, так и беспалые, а то и обутых ног? Почему а одних валунах выбивалась только правая стопа, а на других - левая? Так или иначе, но следовики и другие камни с изображениями представляют чрезвычайно ценные и интересные памятники древности, изучение которых на научной основе, по сути дела, только начинается.

"Атеистические чтения" № 19,1990

************************************************************************************************

Музей валунов, город Минск, Беларусь
http://www.minskoldnew.com/MuseumValun/MuseumValun.htm

************************************************************************************************

Следы крылатого коня
http://www.turkmenistan.gov.tm/people/p … 270406.htm

************************************************************************************************

Чашечные знаки (cup-marks)
http://www.window2baku.com/Ancient/cupmarks.htm

************************************************************************************************

0

2

************************************************************************************************

                                                                 Тайные знаки древних камней

"Итоги", 12.03.2002, Москва, n10, стр.34-37
http://anomalia.kulichki.ru/text4/282.htm

    Каждый год ученые находят в скалах Карелии уникальные первобытные рисунки.

     Найти объяснение некоторым из них они пока не в состоянии.

    В 2002 году в ежегодно обновляемый список Всемирного фонда памятников, в который включено 100 памятников мирового значения, подвергающихся разрушению, под номером 78 занесены петроглифы Карелии - наскальные рисунки, возраст которых составляет около четырех - шести тысяч лет. Попадание в этот список фактически означает выделение солидного гранта на поддержание или восстановление тех или иных исторических памятников. Оформление соответствующих финансовых документов по карельским древностям уже шло полным ходом, когда 11 сентября прошлого года директору общественной организации "Петроглифы Карелии" Надежде Лобановой позвонил из США представитель финансовой организации, ответственный за представление заявки. Направляясь в нью-йоркский офис, на полдороге он почувствовал недомогание и решил вернуться домой за лекарствами. Когда же спустя некоторое время он подъехал к южной башне Всемирного торгового центра, где располагался его рабочий кабинет, увидел страшную картину. На его глазах "Боинг" протаранил здание.

     Уничтоженные документы позже были восстановлены, но случившееся только прибавило мистики карельским петроглифам, которой они и без того окружены.

     Наскальные рисунки известны в 77 странах мира и сконцентрированы примерно на 20 тысячах "участков". Всего зафиксировано около 20 миллионов фигур. Открытие памятников такого типа продолжается, а интерес к ним возрастает с каждым годом. Не бывает практически ни одного сезона, чтобы на побережье Онежского озера или Белого моря исследователями не открывались новые изображения. Новизна их, прямо скажем, относительна, потому как авторы этих творений жили в период с конца IV до начала II тысячелетия до нашей эры. К настоящему моменту открыто и изучено около 3500 древних гравировок. Везде рисунки тяготели к урезу воды и выбивались в основном вдоль береговой кромки: омываемые прибоем скалы более гладкие и чистые. Если петроглифы Белого моря выбиты на камнях в устье реки, перед самым впадением в Белое море, то на Онежском озере они сосредоточены в основном по краю берега озера и лишь изредка появляются на островах. Но в обоих случаях связь с "большой водой" несомненна. Близость к урезу воды в то же время таит для изображений и большую потенциальную опасность. Как только уровень воды в Белом море или в Онежском озере поднимался хотя бы на 1, 5-3 метра, рисунки исчезали из поля зрения, а в иных местах они оказались захороненными под слоем речных песчаных осадков. Именно повышение уровня воды где-то в первой половине III тысячелетия до н. э. и привело к прекращению традиции нанесения рисунков, во всяком случае это стало одним из решающих факторов.

     Из всех известных петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10-50 сантиметров, но есть и крупные, можно сказать, "гигантские" экземпляры) исследователям удалось истолковать на сей день от силы половину. Скажем, у ученых не возникает вопросов, когда на камне они лицезреют фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем неопределенные изображения, фигуры странные, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три ноги. Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и именно их изобразили. И вправду, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, живущие неподалеку, те и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих "рисунков". Что это - следствие активной жизнедеятельности расположенного неподалеку космодрома Плесецк или что-то другое, - никто не знает.

     Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка - анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка, выдвинутая корреспондентом "Итогов", не устраивает. Любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку. Для древних "художников" что-то значили и этот человечек с двумя головами, и его ровесник-"штангист" (прозванный так учеными потому, что в точности повторяет позу тяжелоатлета, держащего на поднятых руках некий груз), и многочисленные образы, совмещающие в себе и человека, и зверя.

     Многие рисунки на скалах все еще остаются загадкой для науки. В простых на вид рисунках-символах скрыт глубокий, не всегда понятный нам смысл. Загадочные петроглифы скорее всего уже никогда и никем не будут "прочитаны". По крайней мере так считают сами ученые. Но в том и особая прелесть непонятных рисунков: каждый, кто их рассматривает, волен делать смелые гипотезы, высказывать собственные, подчас самые невероятные версии их появления. Как известно, философия призывает не судить о том, что истинно и что ложно лишь на основании одной только нашей осведомленности, которая по определению ограниченна. Монтень по этому поводу писал: "...Установив, согласно вашему премудрому разумению, границы истинного и ложного, вы тотчас же должны будете отказаться от них, ибо неизбежно обнаружите, что приходится верить вещам еще более странным, чем те, которые вы отвергаете". Это утверждение хорошо иллюстрирует история многолетнего "противостояния" исследователей и одного из самых известных и загадочных наскальных изображений Карелии - фигуры Беса, высеченной на скале мыса Бесов Нос, что на Онежском озере. Мыс целиком и полностью оправдывает свое название. В километровом радиусе от него напрочь отказывается работать спутниковая навигация, чему капитаны заходящих сюда судов давно уже не удивляются, ориентируясь исключительно на установленный здесь маяк. Часы здесь ведут себя непредсказуемо. Могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые точно пока не знают. Говорят, что якобы все дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих здесь глубоко под землей. Местным жителям, естественно, версия с гранитами кажется надуманной. Они-то уверены в обратном: все беды от Беса. Впрочем, местные уверены и в другом: Бес не трогает коренных обитателей этих мест. Пришлым же ничего хорошего от Беса ждать не приходится.

     Бесов Нос, по утверждениям тех, кто там хоть раз побывал, классическая аномальная зона. Всех чужаков, "навестивших" Беса, тянет вновь в эти места. Рассказов и баек о необычности этих мест бытует масса. Но есть и официально зафиксированные факты.

     Самая неприятная особенность Бесова Носа - бесследное исчезновение людей или их гибель. В 1979 году сюда приехали работать два гидролога из Петрозаводска. В одну из ночей дом, где они жили, загорелся. Когда пожарные потушили пламя и разобрали обугленные бревна, человеческих останков на пепелище так и не нашли.

     У директора Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, неоднократно бывавшего у фигуры Беса, погибли двое детей. После очередной экспедиции на Бесов Нос у археолога Надежды Лобановой убили отца. Трагически погибли двое студентов, помогавших в исследованиях петроглифов. У художницы, избравшей темой своих работ карельские наскальные рисунки, бесследно исчезла дочь в Финляндии.

    И это только несколько фактов. Скорее всего все это лишь трагические совпадения, но черная слава Бесова Носа от всей этой статистики лишь крепчает.

    Жители ближайших деревень вообще считают наскальные рисунки порождением нечистой силы. Монахи Муромского монастыря, расположенного в 25 километрах южнее, еще пытались в XV веке нейтрализовать "дьявольские картинки", выбив христианский крест на фигуре Беса. Довольно смелый, надо сказать, по тем временам поступок. Выглядеть более мирно после этого 2, 5-метровый Бес не стал. Квадратную его голову, как у робота, прорезает расселина в скале, далее уходящая ровной линией по туловищу. Археолог Надежда Лобанова считает, что место для нанесения рисунка - поврежденная природой скала - было выбрано не случайно, а фигура означает вовсе не Беса, а роженицу. Но мы уже говорили о разнообразии толкований.

    У онежского Беса есть собрат на Белом море. На острове Шойрукшин, на участке прибрежной скалы длиной 11 метров и шириной до 4 метров, расположен комплекс наскальных рисунков Чертовы (Бесовы) следки. На первобытном полотне камнем по камню выбита цепочка из 8 следов босой ступни, которая и ведет к фигуре Беса. Невольно напрашивается ассоциация с Бесом онежским, но здесь он поменьше в размерах, да и выполнен иначе: в профиль, более похож на человека, с прорисованными очертаниями тела, огромной ступней и фантастических размеров фаллосом. Кстати, мотивы сексуального культа в наскальной живописи Беломорья не так уж редки. Тут можно увидеть даже наскальные изображения сцен группового соития. Ходит поверье, что в этих местах мужчины с легкостью излечиваются от импотенции.

    Впрочем, даже Бесам, не говоря уже о других, более мирных, наскальных рисунках, приходится выдерживать испытание временем. Не зря они потому и были включены в список исторических памятников, подвергаемых разрушению. Основной враг петроглифов - люди. Исследователи со всего мира приезжают в Карелию и приходят в восторг от здешних наскальных рисунков, подобных которым не встречается нигде в мире, и завидуют со страшной силой своим российским коллегам. Те, кто живет бок о бок с этими творениями, относятся к ним, мягко говоря, не столь возвышенно. В последней экспедиции по Онеге Надежда Лобанова увидела подростка, который сидел на скале, испещренной древними гравировками, и тихо-мирно выбивал долотом свои фантазии. Паренька не смутил вопрос, знает ли он, сколько лет наскальным рисункам. "Да это в прошлом году мой одноклассник Леха выбил", - ответствовал он, указывая на фигуру лебедя, открытую учеными еще в 1977 году. Есть, правда, единственное исключение из всего современного наскального творчества, которое не портит древних зарисовок и в то же время представляет интерес для историков. Это работы заключенных на острове Большой Голец, где до 1956 года находился лагерь. Археологи, изредка бывающие на этом острове, с интересом рассматривают выдолбленные на камнях мужскую фигуру с молотком и зубилом в руках и второй персонаж, пьющий из бутылки.

    Увы, до сих пор петроглифы практически не охраняются и от современного вандализма соответственно не защищены. В районе Бесова Носа наскальные памятники охраняет проживающий в 18 километрах от них сторож, который приезжает сюда в лучшем случае раз в неделю.

    На достойное изучение и охрану карельских петроглифов почти никогда средств не хватало. Наскальные изображения прекрасно существовали сами по себе, пока к ним вплотную не подобрался человек. Во времена строительства Беломорканала на мысе Пери-Нос была взорвана скала почти с сотней наскальных рисунков. А руководил взрывными работами тогдашний завхоз Эрмитажа Федор Морозов. Обломки скалы собрали и отправили в главный музей страны, где и сейчас их можно увидеть.

    Серьезная угроза нависла над беломорскими петроглифами в середине 60-х годов, когда началось строительство гидроэлектростанции на реке Выг. Часть древних рисунков оказалась засыпанной под дамбой, часть решили уберечь, построив над комплексом петроглифов павильон из стекла и бетона. Изображения потеряли естественную связь с природой, что им на пользу явно не пошло. В результате в 1999 году было решено застелить их ковролином, обложить досками и засыпать слоем опилок, закрыв таким образом доступ к ним и туристам, и исследователям.

    Руководитель Центра охраны памятников истории и культуры Министерства культуры Карелии Владимир Дыбин считает неразумным тратить деньги на наем сторожей или строительство заборов. По его мнению, властям Пудожского и Беломорского районов, на территории которых располагается историческое богатство, необходимо прежде всего осознать их ценность. Только на туристах здесь можно заработать столько денег, что хватит не только на зарплаты населению, но и на существенное пополнение местных бюджетов. А что сейчас? Только самые отважные могут сегодня добраться до петроглифов из столицы Карелии. Дорога занимает несколько часов. Да и то в короткий летний период.

************************************************************************************************

0